В Сути Времени отношение к православию (и вообще к религии) в первом советском проекте считается одной из фундаментальных причин, приведших к краху проекта. Осмысление отношения создателя первого советского государства к религии необходимо. Только что прочитал статью Ленина "Религия и социализм", написанную в 1905 году, в которой Ленин сформулировал своё отношение к религии.
Итак, в этой работе для Ленина главное в религии - обеспечение ею “капиталистического рабства”, есть угнетения большинства господствующими классами:
- «Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанной на бесконечном угнетении и огрубении рабочих масс, можно чисто проповедническим путем рассеять религиозные предрассудки. Было бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества.»
- «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.»
- «Революционный пролетариат добьется того, чтобы религия стала действительно частным делом для государства. И в этом, очищенном от средневековой плесени, политическом строе пролетариат поведет широкую, открытую борьбу за устранение экономического рабства, истинного источника религиозного одурачения человечества.»
Из этого концепта вытекает практическое отношение к религии: Ленин требует, чтобы религия была категорически отделена от государства и стала частным делом человека. В России, где Русская Православная Церковь была очень тесно связана с государством, это означало, что эти связи должны были быть разорваны, и что РПЦ должна была лишиться позиций, которые она занимала в государственной системе:
- «Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью… Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников. Только выполнение до конца этих требований может покончить с тем позорным и проклятым прошлым, когда церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви, когда существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы (по ею пору остающиеся в наших уголовных уложениях и уставах), преследовавшие за веру или за неверие, насиловавшие совесть человека, связывавшие казенные местечки и казенные доходы с раздачей той или иной государственно-церковной сивухи. Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви.Русская революция должна осуществить это требование, как необходимую составную часть политической свободы...
…Либо вы искренни, и тогда вы должны стоять за полное отделение церкви от государства и школы от церкви, за полное и безусловное объявление религии частным делом. Либо вы не принимаете этих последовательных требований свободы, - и тогда, значит, вы всё еще в плену у традиций инквизиции, тогда, значит, вы всё еще примазываетесь к казенным местечкам и казенным доходам, тогда, значит, вы не верите в духовную силу вашего оружия, вы продолжаете брать взятки с государственной власти, - тогда сознательные рабочие всей России объявляют вам беспощадную войну.»
Религия - частное дело человека, но для политической партии требования жестче: “По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих. ”.
Далее Ленин пишет о том, что партия не должна отталкивать верующих, потому что первостепенный вопрос - единство ради практической революционной деятельности, и это важнее “третьестепенного” религиозного вопроса: “Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с непоследовательностью каких-нибудь “христиан” для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро теряющих всякое политическое значение, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самым ходом экономического развития.”
***
Отношение Ленина к религии в этой статье основано на том, что он 1.рассматривает религию только в экономическом и политическом контексте, 2. в этом контексте сводит роль религии исключительно к обеспечению религией “экономического рабства”, то есть угнетения господствующими классами большинства населения. Ленин отсекает всё, что выходит за рамки этого контекста, и опираясь на это развивает мысль о том, какой должна быть роль религии в новом обществе, как должна относиться к религии партия и т.д. Понятно, что если в таком контексте религия - это духовный гнёт, “опиум для народа”, то для освобождения от гнёта нужно “опиум” нейтрализовать, заменить его на материалистическое мировоззрение.
Однако жизнь человека не сводится к экономическим интересам. Напротив, в определенном смысле человек живёт по-настоящему когда ведущими для него являются не экономические интересы, а идеалы.
Click to view
Живая религия располагается в духовном пространстве, в пространство идеального. И даже у светских людей в России идеальная составляющая во многом определена православной культурой. Осмысление религии исключительно через классовые экономические интересы означает отказ от рассмотрения её живой сущности, её настоящего духовного и культурного содержания. По сути это подмена реального осмысления на примитив, который к живой религии отношения не имеет.
А отказываясь осмыслять реальное духовное содержание религии, заменяя глубокую духовную проблематику человека исключительно экономическими интересами, выстраивается идеология с фундаментальными изъянами. Потому что духовные вызовы остаются, а ответа вместо ответа на эти вызовы говорится про классовые экономические интересы. Назвать религию “опиумом” легко. Но это же не ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Или, вернее, такой “ответ” приводит к соответствующему результату.
История советского проекта показала, что такое отношение к религии было ошибкой. Духовное ядро построенной Лениным материалистической партии содержало изъяны, которые не позволили коммунистическому огню гореть долго. Русская Православная Церковь продолжает существовать и в 21 веке (более семидесяти процентов россиян относят себя к православной вере), а коммунистическая партия с материалистическим мировоззрением выродилась и уничтожила саму себя через семьдесят лет.
Кроме того уже в XX веке состоялся убедительный синтез христианства и коммунистических идей (например, в Латинской Америке), который на практике показал что антагонизма между коммунизмом и христианством нет. Что в теологии освобождения христианская вера не “усыпляет” народ, а побуждает его борьбу за построение справедливого общества.
Click to view
Устранение фундаментальных изъянов первого советского проекта требует переосмысления глубокой духовной проблематики. И построения иных отношений с религией. Кстати, Суть Времени является таким социальным пространством, в котором гармонично сосуществуют и светские, и верующие люди, в котором происходит синтез коммунизма и православия.