"Лестница Иоанна" из монастыря Святой Катерины на Синайском полуострове.
После прочтения интереснейшей статьи о духовном восхождении человека и истории суфистского ислама в 135-м номере газеты “Суть Времени” сами собой напрашиваются два вопроса.
1. Опыт духовного восхождения и просветления есть во всех великих религиях. Содержание этого опыта качественно различно, но на уровне принципа, последовательности, схемы восхождения - есть очевидное сходство? Человек понимает, что живёт неправильно, начинает искать способ исправить себя и свою жизнь; -> человек усваивает понятие блага и не блага, понятие греха, получает возможность моральной оценки своей жизни (в нём просыпается совесть); -> опираясь на эту моральную оценку, на совесть человек начинает менять себя, избавляясь от греха и двигаясь в сторону блага, ставя под контроль, избавляясь от своих вожделений и т.д.; В статье на примере суфистского ислама выделены ступени, через которые проходит человек, выбравший этот путь. И очевидно напрашиваются параллели между этими ступенями духовного восхождения в других религиях и в светских системах. Очень хочется обсудить это с кем-то, кто глубоко разбирается в православии.
2. Несмотря на очевидные параллели в самой схеме духовного восхождения, трансформирующее человека содержание в каждой системе своё. Поэтому и результат восхождения (каким станет просветлённый человек) будет качественно разным. Очень интересно, какие есть “развилки” на этом пути в разных религиозных и светских системах.
Частично эти вопросы мы затронем сегодня на встрече Брянского патриотического клуба.
* Кстати, подобные вопросы задавал и А.В.Луначарский, который исследовал историю религий при построении своей доктрины.