Танец с шаровой молнией, художник Геннадий Голобоков
В ЧЁМ ИСТОЧНИК ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗЛО ВТОРИЧНЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТВОРЯЩЕМУ НАЧАЛУ ИЛИ ЯВЛЯЕТСЯ РАВНОМОЩНЫМ ПОЛЮСОМ?
В “Исаве и Иакове” С.Е.Кургинян показал, как выдающиеся учёные приходили к выводу о существовании в мире двух равномощных полюсов: Фрейд (Эрос и Танатос), Эйнштейн (т.н. лямда-член) и современные физики (существование тёмной энергии и тёмной материи), Маркс (дух истории и анти-исторический дух). Содержательно эти области опыта качественно различны, но на уровне смыслового каркаса они могут быть сведены к образу-метафоре острова-творения, расположенного в океане тьмы. В котором тьма является полноценным альтернативным равномощным полюсом, “атакующим” творение. В религиозной картине мира на уровне смыслового каркаса это означает признание того, что зло не является вторичным по-отношению к Творцу и Творению (”дьявол обезьяна бога” в теодицийной традиции), а является полноценным и равномощным полюсом (”тьма предвечная”). Несводимость мира к единственному полюсу, наличие полноценного альтернативного начала, порождает совершенно другую картину мира и другое представление о месте человека в мире (т.н. метафизику ”вечного боя”) .
Каких взглядов придерживался Луначарский? Что в его доктрине было полюсами блага и зла? Было ли зло второстепенным, или полноценным равномощным полюсом?
Нужно отметить, что Луначарский своей доктриной не отрицал марксизм, а стремился дополнить его ценностной и религиозной составляющей. Поэтому марксистские представления об устройстве мира и общества (например, что общественное бытиё определяет общественное сознание, что борьба за нового человека заключается в переустройстве общества) были базой для доктрины Луначарского.
В статье “Атеисты” Луначарский говорит о том, что борьба свободных сил - это фундаментальное свойство вселенной:
· “Существовать значит действовать, проявляться определённым образом, быть собою, быть свободным. Всё сущее свободно.”
· “…нигде не встречаем рабства, фатума, повсюду свобода: свободно борются силы и из “борьбы” или “брака” их рождаются новые сложные явления, сложная форма энергии, материя, усложняющийся ряд химических элементов, физических тел и т.д…. Вселенная есть борьба свобод, из которых естественно возникает необходимость, как результат взаимо ограничений явлений. Природа есть борьба. Степень свободы есть степень мощи. Я тем свободнее, чем больше интересующий меня результат определяется моей частной природой, и чем меньше частным природам внешних мне, сталкивающихся со мной, сил и вещей удается затмить мою природу… Природа вся свободна… Человек сознательно жаждет мощи, и потому создал понятие рабства, необходимости - понятия, рожденные сознанием расстояния от присущей нам степени мощи и степени мощи желанной, чаемой. ”
· “Природа есть борьба… Природа вся свободна. ”
· “Теория эволюции в последние годы сделала два важных приобретения. Во-первых, новые открытия в области физики и химии позволяют распространить законы Дарвина (подбор) и за пределы органического мира… Таким образом эволюционирующая материя (энергия) образует длинную лестницу со ступенями, иногда довольно далеко отстоящими одна от другой… “Гениальность” этого вида бытия засвидетельствована его дальнейшими успехами: цепью органической эволюции вплоть до человека, социально-экономическим прогрессом человека и его аспирациями относительно будущего… Вся органическая эволюция есть длинная война за право жить.”.
· “…активность, силовое бытиё мы можем без натяжки признать свойством всего проявляющегося и тем самым борющегося за своё бытиё.”
“Я думаю, что мы не должны останавливаться на представлении о мире, как пассивной, так сказать, смене элементов и их комплексов… Для него [пролетария] самообмен вселенной есть процесс, аналогичный процессам труда и социальной борьбы.”
“Положение класса определяется стадией борьбы человека с природой”
“И весь мир есть ни что иное, как океан сил взаимоборющихся. Эти силы вступают в сложные комплексы, объединяются (относительно), создают высшую единицу, что аналогично социальному союзу индивидуумов и групп для достижения общих целей. Сознание и тут ничего существенно не изменяет: организм и общество - продукты бессознательной борьбы, борьбы не сознающей, по крайней мере, отдалённых своих результатов, но научный социализм освещает сознанием и эстетически утверждает коренной процесс: объединение наиорганизованнейших живых сил в борьбе за существование, в воле к мощи или свободе. Это шло бессознательно. Теперь это идёт сознательно, т.е. бесконечно более целесообразно…“
· “Итак, мир есть борьба. Живой организм есть высшая форма этой борьбы, в которой процесс познает и утверждает себя сам, радуясь всякому риску и успеху того союза сил, который мы называем нашею личностью… “
Приведенные цитаты показывают, что Луначарский считал борьбу свободных сил фундаментальным свойством вселенной, а человека - одной из борющихся сил. Гораздо позже, в лекции “Материализм и идеализм” в 1923 году, Луначарский ещё раз выразил эту же мысль (то есть идея о свободной борьбе сохранилась в его доктрине после 1917 года):
“Это материалист прекрасно понимает; итак… вселенная не устроена ради человека, не имеет в виду человека, что человек есть случайность, которая должна обороняться в мире и больше страдает, чем наслаждается”. А борьба свободных сил - это фундаментальное свойство вселенной: «Вселенная есть борьба свобод, из которых естественно возникает необходимость, как результат взаимо ограничений явлений. Природа есть борьба. »
В той же лекции, в 1923 году, Луначарский прямо называет эту борьбу - источником зла: “материалист хочет зло прекратить, победить, чтобы человек сделался хозяином в природе.”
Какое зло имел в виду Луначарский? Он подробно рассказывает об этом: “этот мир далеко не так создан, как если бы имелось в виду человеческое счастье. Наоборот, “все живое страдает, борется, взаимно уничтожает друг друга”, что человек сталкивается с угрозами, “неизбежность всяких болезней, старости, смерти, потери близких людей”, “вся материалистическая борьба за изменение мира есть постановка вопроса о том, а не могут ли живые существа, и в первую очередь человек, сорганизовать, сгармонировать свои силы, победить природу и перестроить ее таким образом, чтобы она была ареной человеческого разумного счастья? Не может ли человек, как сила среди других сил, вызвать на трудовую борьбу вселенную и в процессе гигантского мирового усилия победить эти бесконечные трещины в сердцах людей, весь этот хаос, весь этот бунт материи против разумной своей части - против человеческих мозгов, против поколений борющихся, страдающих существ?”
Заметим, что хотя прямо про зло было сказано в 1923 году, но признание свободной борьбы сил, которая лежит в основе “бунта” материи против человека, была в доктрине до 1917 г. Также, как и идея победы человека (освобождение через познание) над слепыми законами природы и общества:
[Введение в “Религию и социализм”] “Другой великан мысли «мастер владимирской фабрики кожевенных изделий» Иосиф Дицген горячим письмом ответил на «откровение» Маркса: «Вы впервые в ясной неопровержимой научной форме высказали то, что отныне станет сознательной тенденцией исторического развития, а именно тенденцию подчинить человеческому сознанию бывшую до сих пор слепою естественную силу общественного процесса производства”. Именно эта сторона поражала и привлекала и нас. “
То есть, во-первых, сказано, что зло - это это хаос, бунт материи против разумной своей части, ранящий человека. Во-вторых зло это ещё несовершенство общества (в котором люди уничтожают друг друга) и человека (”бесконечные трещины в сердцах людей”). В чём источник этого зла? Почему материя борется против разумной своей части? Почему общество и человек (который определяется обществом) устроены несовершенно?
Раз человек - случайность в мире, всего лишь одна из борющихся сил, значит природа является первичной, и тогда первоисточник зла находится в фундаментальных свойствах природы: свободной борьбе сил. Борьба сил идет не только в природе, но и в обществе.
Источник блага заключается в том, чтобы во-человечить мир, подчинить природу человеку. Для этого нужно сначала переустроить общество, а затем подчинить природу. Тогда источник блага - в человеческом творчестве, в развитии человека (коллективного человека), то есть в Истории.
В третьих, идея подчинения “слепого” прогресса человеку взята от Маркса.