Об этике Спинозы, или человек человеку бог

Mar 01, 2015 01:38



С огромным удовольствием прочитал "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" Бенедикта Спинозы. Сама по себе идея доказать существование бога, вывести-доказать принципы морали, свободы и пр. как теоремы - очень любопытна.

Хочу поделиться некоторыми найденными смысловыми зёрнами, а именно Спинозовскими размышлениями об этике, о заложенной в нём эгоистической составляющей и о том, как она преодолевается.

Согласно этике Спинозы - человек стремится к добру, и первая добродетель - поддерживать своё существование. Выходит почти в чистом виде философия эгоизма - максимизируй свою пользу, в этом заключается добродетель, а разум тебе в этом поможет:
Теорема 24. Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе

Доказательство. Действовать вполне по добродетели (по опр. 8) есть не что иное, как действовать по законам собственной природы. Действуем же мы лишь постольку, поскольку познаем (по т. 3, ч. III). Следовательно, действовать по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование по руководству разума и притом (по кор. т. 22) на основании стремления к собственной пользе; что и требовалось доказать.

Теорема 35. Люди лишь постольку всегда необходимо сходны между собой по своей природе, поскольку они живут по руководству разума (Ratio).

Когда всякий отдельный человек всего более ищет для себя собственной пользы, тогда люди бывают всего более полезными друг для друга. Ибо, чем более каждый ищет собственной пользы и стремится сохранять самого себя, тем он (по т. 20) добродетельнее или, что то же (по опр. 8), тем способнее к действованию по законам своей природы, т.е. (по т. 3, ч. III) к жизни по руководству разума. Люди же всего более сходны по своей природе тогда, когда они живут по руководству разума (по пред. т.). Следовательно (по пред. кор.), люди будут всего более полезными друг для друга тогда, когда каждый всего более ищет для себя своей собственной пользы; что и требовалось доказать.

Кажется, что это идея общества взаимной грызни - один шаг до принципа максимизации полезности, принципа невмешательства и т.п. И, наверное, это бы так и было, если бы Спинозе не вставил "противоядие". А именно он раскрыл что же такое настоящая добротетель, и сделал это через разум: мол, разум занимается познанием, а что может быть лучше, чем познавать бесконечное совершенство? То есть бога. Выходит, настоящая добродетель для человека, который следует разуму, заключается в познании бога:

Теорема 26. Все, к чему мы стремимся вследствие разума (Ratio), есть не что иное, как познание; и душа, поскольку она руководствуется разумом, считает полезным для себя только то, что ведет к познанию.

Теорема 28. Высшее благо для души есть познание бога, а высочайшая добродетель - познавать его.

Теорема 36. Высшее благо тех, которые следуют добродетели, обще для всех,и все одинаково могут наслаждаться им.

Доказательство. Поступать по добродетели - значит действовать по руководству разума (по т. 24), а все, что мы стремимся делать, следуя разуму, это (по т.26) - познавать. А потому (по т. 28) высшее благо тех, которые следуют добродетели, состоит в познании бога.

Что же получается? Спиноза в общество звериной грызни всех и каждого за свою пользу добавляет высший смысл - познание бесконечного совершенства, бога. И общество с таким смыслом во-человечивается, потому что вместе людям лучше:

...И самый опыт ежедневно свидетельствует истинность только что показанного нами столькими прекрасными примерами, что почти у всех сложилась пословица: человек человеку бог. Однако редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, И тем не менее они едва ли могут вести одинокую жизнь, так что многим весьма нравится известное определение человека как животного общественного; и в действительности дело обстоит таким образом, что из общего сожития людей возникает гораздо более удобств, чем вреда. Поэтому пускай сатирики, сколько хотят, осмеивают дела человеческие, пускай проклинают их теологи, пускай меланхолики превозносят, елико возможно, жизнь первобытную и дикую, презирают людей и приходят в восторг от животных, - опыт все-таки будет говорить людям, что при взаимной помощи они гораздо легче могут удовлетворять свои нужды и только соединенными силами могут избегать опасностей, отовсюду им грозящих; я уже не говорю о том, что гораздо лучше и достойнее нашего познания рассматривать действия людей, чем животных.

То есть истинный разум приведёт человека к истинной пользе - человеческому сотрудничеству и совместному познанию совершенства, в чём и заключается настоящая добродетель. Вот так Спиноза привнесением высшего смысла в общество пришёл от общества пожирания к "человек человеку бог".

Брянск, общество, этика, человек, философия, Спиноза

Previous post Next post
Up