Люди эмигрируют по-разным причинам. И есть среди этих причин "рыба ищет где глубже, а человек где лучше". Оговорю специально - эмигранты бывают разные, ниже речь только о "рыбном мигранте" с движущей силой "хочу комфортнее жить".
Жил-был человечек в своей социальной клеточке (в
"квадратной форме" Лившица). В этой социальной клеточке он получал какое-то количество похлёбки. Может, он считал что похлёбки в его клеточке мало и прыгал из одной клеточки в другую - и всегда хотелось больше. Были клетки, где похлёбки "хоть залейся", но прыгнуть в них никакой возможности не было.
В какой то момент человечек подумал - а что меня тут держит? Родные? Друзья? Могилы предков? Нет уж, хватит терпеть. Прыгну-ка я за границу: там и клеточки комфортней, и похлёбка вкуснее. Разбежался и перепрыгнул в заграничную клеточку. И начал уже за границей искать в какой клеточке заграничной похлёбки больше. И письма начал писать домой - мол, как хорошо ему в заграничной клеточке живётся. Не выставлять же себя неудачником - не зря же прыгал.
Знакомая сказка? Давайте теперь посмотрим на "рыбного эмигранта" другим зрением.
Клеточки ("осточертевшие квадратные формы") - это социальная обусловленность. Клеточки могут быть устроены первобытно-дико, или более-менее справедливо - они всё равно остаются клеточками. Лившиц своё стихотворение в СССР написал, где социальные клеточки были совсем не такими, как сегодняшние.
Соглашаясь на социальную клетку человек в определённом смысле становится её рабом.
Во-первых, потому что клетки создаёт не он, он только выбирает себе подходящую. То есть его жизнь предопределяется теми, кто создаёт социальные клетки. Возможность построения общества без социальных клеток - это отдельная тема, о ней как-нибудь в другой раз.
Во-вторых, потому что, по-большому счёту, для преодоления клеточного рабства нужно подниматься над "квадратными формами" в другое, духовное пространство. То есть пробуждать высшие духовные потенции Человека. А социальные клетки (особенно в современном обществе) не способствуют, а препятствуют пробуждению этих потенций. Об этом терзался Экзюпери, наблюдая как люди в комфортных европейских социальных клетках убивают в себе потенции к высшему. Шанс человека на преодоление клеточного рабства, его дорога в духовное пространство, лежит через Высокую Культуру, приобщение к человеческой Истории, которое начинается с истории семьи, Родины.
"Рыбный мигрант" не преодолевает клеточное рабство ни в каком смысле. Наоборот, отказываясь от Родины ради более комфортной клетки, он рвёт нити, связывающие его с Высоким, то есть с тем, что могло бы ему помочь преодолеть рабство и стать полноценным Человеком. Родина, родители, друзья детства, семейная история, родная культура и т.д. - "рыбный мигрант", движимый вожделением похлёбки, от этого отказывается. И лично у него нет никаких шансов приобрести новую Родину, то есть выстроить глубокие отношения с другой исторической личностью, другой страной, другим народом. Потому что если он предал ради похлёбки то, в чём был глубоко укоренён, то "новую-заграничную-родину", с которой его ничего не связывает, он предаст тем более легко. Если он сбежал из России за комфортной жизнью - разве он не сбежит с нового места ещё быстрее, если там станет плохо?
"Рыбный эмигрант", теряя Родину, не только остаётся рабом социальных клеток, но вдобавок превращается в духовного бомжа.