1 сентября 2017 года школы встречали традиционными торжественными линейками. В этом году я побывал на линейке в одной из крупных Брянских школ.
Была видна живая любовь к детям. Как ждали и как были торжественно рады ученикам учителя. Праздник собрал все поколения: от бабушек и дедушек до малышей, которых папы сажали на плечи чтобы показать им линейку. Встречались на линейке жители многоэтажек, которые в обычной жизни изредка перебрасываются парой слов по дороге на работу. Людей собрал вместе высокий смысл - любовь к детям. А высокий объединяющий смысл в современной жизни встречается редко и поэтому такие встречи драгоценны.
Был и мёртвый официоз с восхвалением властей. У Школы особый счёт к постсоветской власти, которая в своих попытках превратить Школу в рынок её почти доконала. Отдельные бессовестные чиновники на голубом глазу говорили, что творчество - не для наших детей, что они хотят делать из наших детей потребителей. Они очень многое поломали - современный ребёнок почти лишен шанса стать Человеком Культурным. И, мне кажется, дорогие учителя с внушающим уважение стажем, кому как ни вам это чувствовать?
Например, что чувствует русский учитель, который соединяет своих учеников с высокой культурой, когда его дети разыгрывают на День знаний сценку из «Стиляг» в роли «чуваков»? Чувак («человек, уважающий американскую культуру») по фильму преклоняется даже не перед американской культурой, а перед американской потребительской отрыжкой: яркими шмотками, которые выдают за якобы истинную свободу. Если ученики выбирают себе такие роли на День знаний - вы не чувствуете тревоги?
Чего я не увидел на празднике? Заявки на сложность и трудность. Чтобы стать Человеком нужно покорять вершины Знаний, а это сложная и трудная дорога, маленький человечек, который начинает восхождение 1 сентября, будет штурмовать эти вершины десять лет. День знаний не может быть праздником комфорта, потому что такие вершины с комфортом не покоряются. Это праздник большого умственного и духовного труда, который и преобразует маленького человечка в Человека.
А ещё мне вспомнилось, как мы встречали 1 сентября в 2016 году, вместе с родителями и детьми, школы которых 1 сентября не открылись, потому что их «оптимизировали». Лесное, Глуховка, Кибирщина.
…Небольшой посёлок. Школа в поселке - это центр жизни. Первое, что отстроили прабабушки и прадедушки нынешних детишек после войны - эту школу. Эту школу заканчивали их родители. И вот теперь они сами ведут деток в эту школу 1 сентября. Но школа встречает их закрытыми дверьми. Потому что школу «оптимизировали». Бездушные чиновники даже не дали им провести линейку на территории школы - выгнали их: дескать, раз школа официально закрыта, то и проводить на её территории линейку не имеете права! И тогда родители и учителя выходят на улицу перед школой и проводят линейку там. Сами. Без музыки и микрофона. Без чиновников и официоза. Они говорят детям то, что у них на душе, что они считают нужным сказать детям в этот момент. Самый пронзительный, самый грустный, но и самый настоящий 1 сентября, который я видел в своей жизни…
Знаете, на что похожа «оптимизированная» к 1 сентября школа? На брошенную невесту. Нарядная, красивая, ждущая учеников и учителей 1 сентября. Вычищенные парты, надраенные до блеска полы, вымытые доски, белоснежный мел… Но дети и учителя не пришли. По первому этажу гуляет сквозняк, открывает и закрывает дверь в одном из классов…
Когда-нибудь мы снова откроем школы и вдохнём жизнь в маленькие посёлки. А нашим детям вернём право на настоящую судьбу.