В мире есть всего две реальных ценности: это энергия и кайф.
И одна антиценность - это боль.
Сразу оговорюсь, по поводу терминов.
Биохимия гораздо сложнее, чем я описываю в статье и сложнее, чем я ее знаю (сам изучал только на 2-м курсе, хотя и имел за нее пятерку:) ). Есть куча веществ, которые влияют на наше состояние и мироощущение. Не только эндорфины ответственны за ощущение счастья, не только норадреналин ответственен за "хреновое" состояние и депру.
То есть когда я буду писать "эндорфины" или "кайф" - я буду подразумевать все "хорошие" вещества, когда буду писать "норадреналин" или "антикайф" - все "плохие". Опять же "хорошие" и "плохие" взяты в кавычки, потому что имеется ввиду, что эти вещества ответственны за хорошие или плохие ощущения. Сами же вещества все хорошие, ибо без них просто немыслимо само функционирование организма. Более того, мозг - не просто химический, а электрохимический процессор и блок памяти. А это значит что ощущение кайфа (радости, счастья) - это не чисто химический, а электрохимический процесс.
Но в данной статье я буду писать про экономику, а не про физиологию. Поэтому тут термин "эндорфины" будет означать кайф, а "норадреналин" - "антикайф".
Также я понимаю, что кайф и антикайф - далеко не однозначные и не примитивные состояния. Здесь "кайф" - это всего лишь термин. И кайфом может считаться как достижение нирваны высокодуховным гуру так и оргия с карликами и козами. И даже закрытие собой вражеской амбразуры - это тоже кайф, ведь герой был счастлив спасти своих товарищей и отдать жизнь за победу.
Но для макроэкономических представлений, я думаю такое упрощение вполне допустимо.
Итак. Все, что человек делает - он делает благодаря эндорфиновой мотивации. Когда вам хорошо, когда вы счастливы - это просто ваш мозг вознаграждает вас дозой. Когда вам плохо - у вас эндорфиновая ломка и вы судорожно ищете как бы получить дозу. Когда вам делают больно физически - вы также с еще большим усердием ищете кайфа.
Как и к любому наркотику, к эндорфинам человек привыкает. То, что вчера могло привести к желаемой дозе, сегодня уже не штырит.
Именно эта особенность заставляет человека находится в постоянном поиске, изобретать, строить, творить. Чем умнее, тем быстрее он привыкает к дозе. Чем глупее - тем дольше он может получать дозу от одинаковых внешних факторов. Но в целом закономерность сохраняется.
И с каждым разом доза требует все бОльших и бОльших энергозатрат.
То есть если первобытному человеку для получения кайфа надо было затратить энергию своего тела на поимку мамонта и энергию дров на его зажарку, то современному человеку нужна энергия на постройку и обогрев жилья (которое тоже должно со временем увеличиваться в площади), на освещение, на производство и тиражирование информации, на производство и питание сотен устройств и приборов, которые нас окружают.
Фактически, вся экономика мира - это обмен джоулей на кайф. И курс кайфа по отношению к джоулю постоянно растет. Есть и еще одна единица, которая также присутствует в системе - это антикайф. То есть те неприятные ощущения (страх, боль, неуверенность. ненависть, обида), которые надо испытать для добычи либо джоулей для последующего обмена на кайф, либо непосредственно кайфа. Садомазохисты освоили самый прямой путь обмена:) Для остальных есть деньги - это фактическое выражение антикайфа В МИРНОЕ ВРЕМЯ.
И есть две модели экономики: индустриальная и постиндустриальная. Все экономики, которые были раньше и будут потом все равно можно отнести к одному из этих двух типов. Хотя в чистом виде ни одна из них не встречалась никогда и вряд ли встретится. Просто та или иная модель превалирует.
По большому счету индустриальная экономика характеризуется подходом, в котором привыкание к кайфу компенсируется постоянным ростом производства джоулей.
Тебе не хватает 10 МДж на кайф? Хорошо, завтра мы произведем 15 или 20 и тебе хватит. А послезавтра мы произведем 30 или 50.
Но рано или поздно человечество сталкивается с проблемой невозможности увеличивать производство джоулей. И вот тогда то и осуществляется переход к постиндустриальной экономике.
В ней упор сделан не на увеличение количества энергии, а на увеличение выхода кайфа на единицу энергии. То есть всякое подтреблядство, айфоны, твиттеры, инстаграм еды, виртуальные понты, порнуха и т.д. - это попытка получить новый кайф без дополнительных энергозатрат.
Кстати, средневековье - это пример типичной постиндустриальной экономики. Тогда научно-технический прогресс был также заторможен, а религия была источником кайфа.
Сейчас наступило фактически новое средневековье. Более того, если вы посмотрите, то почти вся современная пропаганда направлена на экономию энергии и на уменьшение численности потребителей этой энергии. Просто потому что произвести значительно больше энергии человечество не в состоянии. И какие бы философские или нравственные трактаты кто не писал, все равно в этом состоянии человечество останется ровно до тех пор, пока не найдет качественно новые источники энергии, которые помогут снова перейти к индустриальной экономике.
Освоение космоса заторможено именно потому, что оно уже не в кайф. Ликвидация голода на планете не осуществлена, потому что она не в кайф. Все, о чем мы мечтали раньше - уже не в кайф.
Нет, конечно кому-то в кайф, но большинству - нет.
Кайф стал слишком дорогим.
Настолько дорогим, что сама по себе разработка технологий получения большой энергии - уже тоже не в кайф. Человечество вступило в порочный круг.
Происходит фактически дефляция кайфа. Сейчас как-то еще пытаются тиражировать кайф, борясь с этой дефляцией, но она все равно усугубляется. Кстати, падение цен на нефть - это тоже следствие дефляции кайфа. Все ругают наш ЦБ. А тем не менее мировая финансовая олигархия тоже делает огромную системную ошибку, пытаясь еще больше удешевить и без того упавший джоуль, чтобы люди могли закупить больше кайфа за свои деньги, то есть за свой антикайф.
Но стоимость энергии не может упасть ниже нуля. И нижний предел стоимости джоуля - это соотношение антикайфа к кайфу у людей, которые непосредственно занимаются производством энергии.
А дальше будет только хуже. В большинстве случаев работа - это антикайф (деньги), который компенсируется кайфом в большем количестве. Но в условиях, когда кайф постоянно дорожает, может наступить ситуация при которой полученный кайф больше не будет компенсировать антикайф.
В таких случаях выход один - война. Война - безусловный антикайф, который в случае победы приведет к очень большому кайфу. Более того, война ухудшает условия жизни всех участников, уменьшая привыкание к кайфу. То есть она значительно снижает курс кайфа по отношению как к джоулю, так и к антикайфу. Кроме того война сокращает население, что опять же повышает долю джоулей на человека.
Есть ли мирные пути выхода из кризиса?
Несомненно да, но они гораздо сложнее в реализации чем война.
Но эти способы слишком затратны для элит по антикайфу. Так что вряд ли они будут реализованы, но упомянуть о них стоит. Каждый из способов основан на одном из трех компонентов системы.
Первый способ - завышение стоимости джоуля, которого можно достичь, ограничивая поступления джоуля на свободный рынок. Все сэкономленные джоули надо направить на разработку новых мощных источников энергии, которые надолго удовлетворят потребности в кайфе. Но данный способ не гарантирует сроков. Можно не успеть и все равно прийти к войне.
Второй способ - снижение антикайфовых затрат. Данный способ требует полного переформатирования общества, введения евгеники, кастовой системы и тоталитаризма. Фактически схема описана в романе «О, дивный новый мир!». То есть производство кайфа и джоулей должно сопровождаться минимальным антикайфом.
Ну и наконец третий способ - это повышение кайфа до абсолютного с сохранением жизни, здоровья и цивилизации хоть в каком-то виде. Проще всего дать абсолютный кайф всем, разрешив производство наркотиков всем и без контроля:)
Но если мы хотим сохранить человечество, то есть выход по третьей компоненте. Это матрица. Да-да, та самая матрица. Каждый человек будет погружен в матрицу, в которой он будет чуть ли не королем мира, в которой он сможет регулярно и с малыми затратами энергии получать свой кайф. Но при этом в реальности он будет делать полезную работу, просто не будет об этом знать. Или будет знать, но будет получать от нее больше кайфа, если бы делал ее без посредничества системы.
Естественно, все три способа можно комбинировать между собой в разных пропорциях.
Но вектор примерно таков.