Очень часто вижу в парфюмерных блогах и особенно в комментариях к ним рассуждения о так называемой «химии кожи»: дескать, нанесенный на кожу аромат способен звучать на нас по-разному в зависимости от настроения, уровня гормонов и проч. Я называю это субъективистской теорией. Не хочу, конечно, никого обидеть, но по-моему «химия кожи» - не более чем миф, спекуляция. Такая же спекуляция, как сказки о феромонах, способных влиять на наше поведение. Отвлекаясь на минуту, скажу, что книга под ред. Ольги Вайнштейн «Ароматы и запахи в культуре» (изд-во «Новое литературное обозрение», 2010) в этом плане меня очень разочаровала.
Разумеется, на интенсивность звучания аромата отчасти может влиять, например, влажность кожи, ее температура, сухость или, наоборот, избыточность кожного салоотделения. Разумеется, высокая температура поверхности тела будет способствовать более интенсивному улетучиванию аромата, в том числе и той фракции, которая имеет более высокую температуру улетучивания, поэтому мы можем воспринимать аромат немного иначе; на влажной коже, с испаряющейся влагой, аромат также будет чувствоваться более интенсивно, именно поэтому я порой распыляю немного воды на места нанесения парфюмерии, из-за чего аромат «оживает»... Однако точно так же на интенсивность звучание аромата будет влиять температура окружающей среды и ее влажность: при низкой температуры мы будем дольше чувствовать верхние и средние ноты...
Но верить в то, что сама кожа как-то способна изменить звучание аромата, что в этом какую-то роль играют гормоны, что все это каким-то мифическим образом открывает в нанесенном на нас аромате новые нотки... Это, мягко говоря, наша собственная фантазия.
То, что называется игрой аромата, когда мы каждый раз открываем в нем какие-то новые грани, я бы объяснил комплексом факторов, объективных и субъективных. В первую очередь все тем же влиянием температуры, влажности, а также влажностью слизистой носа, ее чистотой, наличием таких заболеваний, как фронтит и синусит (в том числе их обострение или ремиссия) и количеством рецепторов, а также их «чистотой» (если есть какие-то посторонние ароматы или были до этого, то вполне вероятно, что некоторые рецепторы пока еще связаны с этими молекулами и поэтому мы ощущаем запах несколько иначе)... Не говоря уже о том, что у каждого из нас может быть разное количество рецепторов и их соотношение. Ну и конечно же человеческий фактор: даже будучи зрячими, мы далеко не всегда видим то, что у нас на виду. Так отчего же мы думаем, что аромат сразу выложит перед нами все карты или разложится на составляющие? В конце концов, наш нос не газовый хроматограф.
Восприятие аромата вообще суть субъективно, поскольку, во-первых, пока нет каких-то объективных способов описать запах, как можно, например, описать силу тока или температуру плавления. Во-вторых, во многом восприятие аромата и его характеристика связаны с культурными традициями, как целого общества, так и лично каждого из нас. Здесь бы я в качестве примера привел не менее распространенный миф о существовании у эскимосов очень богатого словаря, описывающего снег, чего нет у европейцев. И, хотя это не более чем выдумка, но уж очень иллюстративная. Возьмем вот аромат яблока. Каждый из нас представляет его себе, но для того, чтобы его описать, вряд ли у большинства станет словарного запаса. А теперь возьмем пять разных сортов яблок - описать их еще будет сложнее и в основном мы будем использовать такие определения, как «сладкий», «свежий», «прелый» и проч., но по большей части никак не будет иметь отношения непосредственно к игре аромата самого яблока. А при попытке описать аромат каждого яблока более детально, в конце концов в итоге мы и вовсе получим на выходе описание, в котором и вовсе никак не узнаем этот фрукт.
Я все это к чему? К тому, что пора перестать мифологизировать парфюмерию и просто наслаждаться ею.