Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи, о котором говорит и эксперимент, описанный выше.
Известно высказывание: «Женщины не любят неудачников». На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе и этой.
Представим себе такую ситуацию. Клиент приходит в банк, просит кредит: «Мне в «Приорбанке» отказали, в «Агропромбанке» отказали, может, вы мне дадите?» Всякий скажет, что и здесь ему откажут. Потому что он - неудачник.
В бизнесе указанные эффекты проявляются и работают. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи, особенно плохое финансовое положение.
В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос «Как дела?» ответит только бодрым «О'кей» и никогда не станет плакаться о своих неудачах (в отличие от многих наших соотечественников).
Возвращаясь к вопросу о студентах - жертвах эффекта неудачника, дадим простой рецепт, как лишить преподавателя негативной информации о себе.
Достаточно зажать скрепкой листки с оценками предыдущих сессий. Снимать их преподавателю неудобно.
Эффект восприятия: мы не любим менять свое мнение. Изменить его очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный - не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников.