Во время учебы в университете наш автор Наталия Ферапонтова каждое лето выезжала в фольклорные экспедиции - записывать песни, обряды, сказки и былички. ("Кавказскую пленницу " все смотрели? Так вот, всё тоже самое, кроме тостов). Потом Наталия вышла замуж, родила сына - и обнаружила, что фольклор можно записывать, не выходя из дома, если рядом есть младенец и бабушка.
Когда мы принесли ребенка из роддома, бабушка сварила пшеничную кашу, бухнула туда соли и перцу и стала угощать моего мужа. "Положено, - строго сказала она, - ты ж теперь отец". Муж давился, но ел из чувства долга. Она сурово следила, чтоб мы не стригли младенцу до 40-ка дней ногти, не зазывали гостей до того же срока и не показывали ребенку его отражение в зеркале, пока он не начнет ходить. А когда малыш начинал орать и не мог успокоиться, она или умывала его святой водой, или мазала руку подогретым подсолнечным маслом и быстрыми легкими движениями гладила его живот и тут же накрывала теплой пеленкой. Я следила за ней с суеверным и одновременно исследовательским интересом, но повторить не решалась.
Народная мудрость и другие потешки
Было видно, что бабушка и младенец просто созданы друг для друга. Она с удовольствием сидела с ним, пела ему какие-то забавные песенки. "Рыбка, рыбка поплыла" - так она распеленывала мокрого малыша (памперсы мы не использовали из идеологических соображений, во всяком случае, днем). Оставляла его распеленутым и начинала говорить, поглаживая ладонями по тем частям тела, которые упоминались в этот момент:
"Потягушечки, порастушечки, поперек толстушечки,
В ногах ходушечки, в руках хватушечки,
Во рту говорок, а в головку разумок"
О, подумала я, вот тебе и массаж, вот тебе и НЛП с позитивом. А чего еще интересного-полезного в народной педагогике припасено?
Очень полезными оказались утешительные песенки. Когда ребенок расстраивался по какому-нибудь поводу и начинал реветь, бабушка пела:
"Ты не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач,
Не реви ты, не реви,
Я куплю тебе их три".
Если он шлепался и ударялся обо что-нибудь, бабушка пела другую песенку:
"У кошки болит,
У собачки болит,
У зайца болит,
А у нашего Тошеньки ничего не болит!"
Ребенок тут же переключался на кошечек-зайчиков и про недавнее падение забывал.
И тогда бабушка немедленно начинала его качать на коленке, чтобы он подпрыгивал и окончательно развеселился. Песенок таких немерено, у нас в ходу были две:
" А качи-качи-качи, пекла баба калачи,
Калачи горячи, три копейки сдачи!" и
"Чики-чики-чикалочки, едет баба на палочке,
А Тошенька в тележке, щелкает орешки!"
А вечером, когда мы купали ребенка перед сном, она окатывала его водой из кружки и, да, знала, что тут можно сказать!
"Чистая вода, смой-сполощи с младенца Антония всякую всячину!"
А вот это, подумала я, можно совместить с закаливанием!
Когда сын стал вставать и ходить, держась за мебель - она продела ему подмышки пеленку и стала водить по комнате, придерживая концы пеленки за его спиной. Когда сделал первые шаги без поддержки - постучала ножом там, где он только что прошел: "перерезала путы". Когда начал лепетать - считала с ним пальчики, учила, где глазки, ушки, носик и прочие части тела, играла с ним в общеизвестные "ладушки", "козу" и "сороку". Когда болел - вспоминала, что какими травками лечат. Одним словом, когда дома бабушка, с ребенком сидеть очень легко.
Второго ребенка мы родили в другом городе, без бабушек. И хотя с рождения старшего прошло 6 лет, все бабушкины присказки стали выскакивать из меня сами собой. Да, и к зеркалу я ребенка до года на всякий случай не подносила. Кто ее знает, эту народную традицию, может, там не только рациональное в бэкграунде?