Самые редкие звуковые карты для IBM PC

Jun 21, 2015 01:07

В прошлом посту я рассказывал о Roland LAPC-I, назвав его самым самым легендарным и редким.
Это действительно так, если брать обе части фразы - из редких звуковых это самый мощьный и интересный звук, который еще и имеет огромную поддержку в играх того времени.

Если же говорить только про редкие звуковые карты времен доса, то безусловно сразу на ум приходит тройка LAPC, PAS, IMFC - редкие, дорогие, интересные.

Итак, LAPC, как и внешний MT-32 уже есть, теперь к нему добавились:
---
MediaVision Pro AudioSpectrum (1991)

.


Это одна из первых звуковых карт от довольно известной и амбициозной компании MediaVision. Компания MediaVision двигала мультимедию в начале 90-ых очень активно, даже выпуская собственные игры, их звуковые карты PAS16 были чуть ли не первыми платами с 16-битным звуком, и Creative пришлось попотеть, что бы они не стали стандартом де-факто для игр.

Самый первый PAS интересен, кроме своей редкости, тем, что на нем установлено два монофонических FM-синтезатора opl2, для режима стерео звука. Делов в том, что в это же время yamaha выпустила стерео синтезатор opl3, который и стал стандартом для недорогих звуковых карт. По этому в старых играх была поддержка еще моно opl2 (adlib), а в новых уже opl3. Игр с поддержкой двух opl2 очень мало.

Плюс карта имеет уникальную особенность, воспроизводить звуки PC speaker через аудио-выход, без подключения к самому спикеру - это делается путем отлеживания данных передаваемых по isa шине.

Небольшая демка, такое классческое звучанием FM синтеза, реализованного нестандартным образом.

image Click to view



---
IBM Music Feature Card (IMFC) (1987)

.


Это тоже FM синтез, только построенный не на чипе серии OPL, а на другом ямаховом детище - чипе OPP.
На этом чипе выпускался внешний midi синтезатор yamaha fb-01:


Конструкторы фирмы IBM захотели оснастить IBM PC каким-нибудь "приличным" звуком (в те времена когда думали о звуке, всегда имел ввиду некий FM-синтез, то, что стояло во всех приставках и большинстве игровых автоматов) и недорогим звуком. Выбор пал на существующий синтезатор, который они и повторили в виде платы isa, с небольшими изменениями. Получилось интересно, но дорого и с очень малым спросом (доплачивать несколько сотен долларов, что бы твой дорогущий PC купленный для офисной работы, мог пищать как игровая приставка, почему-то желающих было мало). В итоге плата ограничилась поддержкой в 18 играх (в половине из которых откровенно отстойно, без оптимизации под все возможности чипа) и довольно быстро стала музейным экспонатом.

Найти видео из игр со звучанием IMFC на youtube не удалось.
Так что просто демка проигрывателя музыки (с 14:18).

image Click to view


n.b. В этом году IMFC ушла на аукционе ebay чуть более, чем за 800 долларов.

---
Самая редкая звуковая карта на PC это, безусловно, Innovation SSI-2001 (1989).
На сколько я понимаю, сейчас известно примерно о десяти сохранившихся звуковухах.
Естественно купить такую плату не реально. Но энтузиасты с форумов vogons и phantom сделали клон этой платы на точно такой же элементной базе (а т.к. главный разработчик клона из России, он еще и использовал советские микросхемы логики в обвязке).
Благодаря им, теперь мы можем проверить как она работала в реальных играх, где и как была реализована поддержка.

.


Плата интересна тем, что в качестве синтезатора у нее установлен чип Commodore SID, который использовался в компьютерах Commodore 64/128 в начале 80-ых годов.
Наследие SID переоценить невозможно, пожалуй под него выпущено и продолжает выпускаться огромнейшее количество музыки, больше, чем под любой другой синтез.
Однако, сама звуковая плата была выпущена ограниченной партией и ее поддержка есть всего в 16 играх.

Заставка Ultima VI через SSI-2001 (с 02:06)

image Click to view


Хороший ОСТ,в этой заставке adlib звучит заметно слабее.

---

Существуют и другие редкие звуковые платы: game blaster, adlib gold, audiotrix, asc mediamaster и т.п., которых пока нет в моей коллекции. Но их было выпущено заметно больше, чем SSI-2001, так что шансы найти со временем все же есть.

history, games, old_hardware

Previous post Next post
Up