«Гибкое сознание», Кэрол Дуэк (издательство «Манн, Иванов и Фербер»)
В книге рассматриваются две базовые установки по отношению к способностям и талантам:
установка на данность - это убеждение в том, что человеческие способности (в частности, ваши собственные) имеют заданный при рождении потолок, и вы не перепрыгнете его, даже если будете очень стараться;
установка на рост - убеждение в том, что любые способности и таланты можно развивать неограниченно, если достаточно усердно вкладываться в развитие.
Основная идея книги в том, что установка на данность обрекает людей на постоянное доказывание своих способностей (и постоянный страх провала), а установка на рост, напротив, дает устойчивость к трудностям и неудачам и тем самым открывает путь к успеху в любой сфере жизни, от карьеры до отношений.
Чем плоха установка на данность? Человек с установкой на данность постоянно чувствует себя уязвимым. Любая критика, любая ошибка для него - лишнее доказательство, что он достиг своего потолка или приближается к нему. Конечно, никто не обрадуется, наломав дров. Но человек с установкой на рост говорит себе: «Ок, я этого пока не умею. Но я научусь.» Человек с установкой на данность живет в постоянном страхе: «Я этого не умею… А что если я не сумею никогда? Вдруг у меня нет способностей? А вдруг об этом все узнают?»
Соответственно, люди с установкой на данность гораздо реже рискуют, гораздо крепче держатся за уже достигнутое и с готовность «сдаются» после первых неудач.
Тут я сделаю ремарку в сторону. Есть один небольшой подвох, на котором профессор Дуэк не акцентирует внимания. Для серьезного развития способностей мало только установки на рост, нужна еще страсть к определенной деятельности, мотивация достигать успеха именно в ней, потому что придется много работать и от многого отказываться. Однако установка на рост - это базовое условие.
Основной объем книги составляют примеры того, как проявляются обе установки в разных областях. Множество историй успеха и историй неудач из спорта, бизнеса, личных отношений. Все это подкрепляется многочисленными ссылками на статистические исследования. Честно признаюсь, мне эта часть книги показалась скучноватой. Но я понимаю, для чего это сделано: в арсенале автора нет другого способа изменить установку читателя, кроме как через многочисленные примеры.
Что же делать? Как изменить свои убеждения?
К сожалению, самого главного в книге нет. Я с замиранием сердца дочитывала последние страницы, в надежде, что мне подскажут волшебное решение, которое позволит изменить установку раз и навсегда. Но увы! Никаких чудес - все приходится делать самому. Некоторые рекомендации в книге есть, но все они сводятся к одному: нужно последовательно и постепенно менять свою установку; замечать прогресс; хвалить себя за вложенные усилия, а не способности; неустанно напоминать себе о том, что любое умение можно развить. Словом, воспитывать себя, как мы воспитывали бы ребенка.
В книге есть еще одна небольшая, но очень полезная глава: рекомендации для родителей и педагогов на тему того, как воспитать ребенка успешным. Большинство родителей хотят, чтобы их дети были уверены в себе, умели конструктивно справляться с критикой и исправлять собственные ошибки, не опускали руки после неудач. По мнению К.Дуэк всего этого можно достичь, если с детства привить человеку установку на рост. Как?
- Хвалить не за умения, способности или ум, а за вложенные усилия и нацеленность на рост;
- подчеркивать прогресс («смотри, раньше ты этого не умел, а теперь научился», «в этот раз у тебя получилось намного лучше»);
- рассказывать ребенку истории, в которых герои добиваются успеха благодаря упорству (не только истории великих людей, но и истории из жизни - из ближайшего ребенку окружения, в том числе из своего опыта).
На мой взгляд, это самая интересная часть книги - она помогла мне по-новому взглянуть не только на воспитание ребенка, но и на собственное детство.
Для кого эта книга?
На сайте издательства говорится, что она полезна родителям, преподавателям, тренерам и всем, кто занимается управлением людьми, а также всем, кто интересуется личностным ростом. Так вот, среди множества людей, «интересующихся личностным ростом», она будет особенно полезна тем, кого волнует уровень своих способностей. Например:
- тому, кто сожалеет об отсутствии какого-то конкретного таланта (от художественных способностей до таланта к продажам);
- тому, кто сокрушается по поводу собственной никчемности, криворукости и неспособности вообще ни к чему;
- тому, кто в целом довольно высокого мнения о своих способностях и интеллекте, но при этом втайне боится оказаться «не на высоте».
На сайте «Озона» можно прочитать первые три главы.
Запись опубликована [Без понедельников].Вы можете оставить комментарии здесь или тут