Metrication and Me

Mar 09, 2011 00:07

Статус метризации в ЮК сейчас такой:
http://en.wikipedia.org/wiki/Metrication_in_the_United_Kingdom

Основная масса работы уже проделана. В магазинах граммы и литры, на заправках литры, инструмент метрический, и т.п. С градусами Фаренгейта, и фунтами, слава Богу в ЮК уже разобрались, везде нормальные Цельсии и килограммы с граммами.

Но вот некоторые единицы у нас пока не торопятся вводить. Пока ещё не трогают мили с ярдами для расстояний на дорогах, мили в час для скорости, пинты пива в пабе (причём вино и крепкие напитки давно в миллилитрах), да тройскую унцию для драгоценных металлов.

Я продолжаю неуклонное движение к полной метризации в масштабах своей семьи.

Манометр, которым я меряю давление в шинах, работает в Барах (то же, что и 105 паскалей). Когда мне попался один в магазине, только в PSI, я сдал его и заменил на метрический. Бар - это знакомо, это почти атмосфера и это 1000 гектопаскалей. Имперские PSI (lb/sq.in.) у меня никогда не приживались.

Теперь вот я перевёл в своей машине единицы в метрические. И встроенную навигашку не забыл. Вместо миль теперь километры, а расход топлива измеряется в л/100км. Непривычно, должен признаться. Но зато теперь всё наполняется смыслом.

Реально глупо иметь расстояние в милях, бак заливать в литрах, а экономию измерять в милях на галлон. "Уж либо трусики наденьте, либо крестик снимите", блин. Пересчитывать одно в другое -- проще повеситься. В Штатах хотя бы мили, галлоны и мили на галлон -- одно с другим "бьётся". Но это не наш путь. Кроме них и Бирмы с Либерией, никого не осталось полностью на старой системе. Весь мир давно уже пришёл к соглашению. В том числе Австралия и Новая Зеландия, где тоже была такая система, а теперь нормальная.

Теперь вдруг расстояния обрели знакомый смысл. Нет, я знал, сколько миль я проезжаю в час, и за сколько выезжать, если ехать 50 миль, но эти расстояния были непонятны для пеших путешествий. Я знаю, что прохожу 1 км за 10 минут, а вот с милями всё было через задницу. Я узнал, что до Сейнзбери не просто 2.5 мили, а 4 км (сразу понятно, что пешком ходить туда далековато).

Стало понятно, что за пару километров до выхода с моторвея надо уходить из правой полосы в среднюю. До магазина - 4км, до работы - 11, и т.п. На баке можно проехать реально 500 км, потом надо заправляться.

Я также понял, что проехав 20 км с расходом топлива 9.5 л/100км, я истратил 20% * 9.5 = 1.9 литра, т.е. £2.50 где-то. Значит, 1 км - где-то 12.5p, а 8 км - £1.00. Раньше такие вычисления в уме сделать было затруднительно.

Ну... помечтаем.

В чём там ускорение машин - 0-62 mph? Давайте признаемся, что это на самом деле 0-100км/ч! :) А 50-75mph на самом деле 80-120км/ч? Просто и понятно. Крутящий момент машин - Ньютон-метр, тоже уже готово. В дорожные знаки с дистанцией потихоньку проползают километры и метры.

Дальше теперь на очереди надо мочить bhp, лошажьи силы, которых есть аж два стандарта. Нафига они нужны, когда есть же киловатты. Немцы давно уже меряют в них мощность движков. К тому же будут появляться электрические машины, а их-то уж в bhp мерить и подавно глупо, имея вольты и амперы. Я заметил, что скажем, линейка движков БМВ давно имеет круглые цифры именно в кВт. (Трёшки-дизель, например, 105¦135¦150¦180¦210, а пятёрки-дизель 135¦150¦180¦220). Что интересно, французы, изобретатели метрической системы, ещё пока тащатся позади по круглости цифр, но все-все не забывают свои движки градуировать также в кВт.

Ну а дальше "на святое" замахнёмся. На мили дорожные на знаках, и на мили в час на спидометре. Когда почти десять лет назад я был на Кипре, видел их знаки, напрямую переведённые из имперских мер. 30 миль в час стало 50 км/ч, 40 - 65, 50 - 80, а 60 - 100. И ничего, всё работало.
Такое же ждёт и нашу Британию, неизбежно. Может быть, сначала надо из кризиса выбраться, а то от мудацкой этой повсеместной экономии уже тошнит.
Сначала спидометры будут сделаны аналогичны канадским, вместо миль в час снаружи и километров внутри (или на цифровом табло), будут снаружи км/ч, а внутри мили. Потом внутренние мили через пяток лет исчезнут вовсе.

Да, нынешнее поколение моих ровесников-англичан, из тех, кто не любит перемен и голосует за UKIP, будет ещё по привычке вопить "французы вон, наша система самая лучшая в мире, вон посмотрите на штаты". А чего на них смотреть, они остались уж практически в гордом одиночестве из развитых стран. Ещё лет двадцать-тридцать старики будут рассказывать, как они сбросили 1 стоун и 11 фунтов веса (кто в уме сосчитает, возьмите с полки пирожок ;-)), а молодые переспросят, это сколько в кг?

Основная работа в Британии уже сделана, и слава Богу. Сейчас лично я перевёл свою машину на метрику, это ещё один мелкий шаг в Светлое Будущее.

И последний смешной аргумент, приводимый противниками ("мучениками") метризации. Вместо пинты я что заказывать в пабе буду, "налейте мне 568 мл"? Отвечаю: как ты заказывал пинту, так и закажешь. Только в ней будет 500 мл и стоить она будет чуть дешевле. И будет тебе, друг, полный вася-кот.

P.S. Французы пользуют не только традиционные меры, привычные для русских, а и другие. Например, жидкости они меряют в сантилитрах -- долой лишний ноль, 20 cl. стакан и 70 cl. бутылка вина. Мой внутренний математик и оптимизатор в восторге.

future, car, system, my world, imperial, metric

Previous post Next post
Up