Как выбирать велосипед?

Mar 29, 2015 17:04

Мы в очередной раз озаботились покупкой велосипеда. На этот раз для переправки его в Сочи (чтобы можно было прилететь туда на денек-другой и не сидеть без дела).
Ну и все почти разговоры об этом. Вот сейчас выходим из подъезда, а я ему говорю: "Слушай, перестань меня двухподвесами соблазнять, я тебе сказала, что мне нужен хардтейл с 26-ми колесами и рамой не более 17!".



И вдруг понимаю, что для большинства людей будет совершенно непонятно, что я только что сказала. И откуда такая принципиальность.
А еще вспоминаю, что за последний год ко мне обратились человек 10 с просьбой проконсультировать по поводу выбора велосипеда.
Конечно, можно изучать материал самому, спрашивать на специализированных форумах, или обратиться к продавцу - консультанту в магазине.
Только, вспоминая себя три года назад, когда я выбирала свой первый велосипед, я могу сказать, что все не так просто.
В статьях легко запутаться неподготовленному человеку. Обращаться на форум велосипедистов с просьбой порекомендовать велосипед - это все равно, что обращаться на форум юристов с вопросом: "как мне открыть свою фирму?". Стеба будет страниц на 5, а толку - ноль. А продавец-консультант хочет тебе побыстрее впарить что подороже и избавиться от твоего общества.

Короче, я сейчас буду умничать :) Я не злой профессионал, я добрый любитель, который очень любит говорить про велосипеды :)

И говорить я буду про так называемые "горные" велосипеды, потому что в других я не разбираюсь. Для справки: кроме "горных" бывают еще шоссейные велосипеды (у велогонщиков такие) и гибриды (помесь шоссейного и "горного"). Еще бывают разные узкоспециализированные велосипеды: BMX, складные, ну и всякие чудные.

Для наглядности вот:

горный, шоссейный, гибрид




Итак, когда ко мне обращаются с просьбой посоветовать велосипед, я первым делом спрашиваю две вещи: цель покупки и бюджет.

Цель.
Цель - это важно. Если велосипед покупается для того, чтобы ездить на нем от дома до ближайшей станции метро, то это одно - нужен складной (если планируется возить велосипед с собой в метро), или просто недорогой (чтоб не жалко было оставлять).

Может быть вы собираетесь кататься по выходным в ближайшем парке (это самый популярный способ использования велосипеда). В этом случае тоже нет особого смысла заморачиваться, можно купить самый простой. Но здесь есть один нюанс - нужно выбирать самый простой из более-менее уважаемых производителей. Ни в коем случае не Ашан-байк. Ашан-байк - это мем велосипедистов, обозначающий общий класс велосипедов, отличающихся крайне низким качеством, но при этом понтовым внешним видом.. На луркоморье очень доходчиво написано, почитайте. Слог легкий :))


"Внешне выглядит как велосипед, но в действительности является всего лишь его частично действующим макетом. Такие «велосипеды» не рекомендуется покупать даже детям - ездить на макете сложно и опасно: тяжёлый, «подвеска» неэффективна, «звёздочки» почти сразу гнутся, «каретка» быстро разбалтывается".

Бюджет.
Практически у всех производителей велосипедов есть бюджетные варианты. Самые популярные вы чаще всего видите на улицах: GT, Merida, Trek, Specialized. Вот на них и смотрите. Хотя скорее всего, чаще всего вы все-таки видите Stels. Это переходная модель между ашан-байком и велосипедом начального уровня. На нем можно достаточно комфортно ехать, но окружающие велосипедисты будут смотреть на вас слегка пренебрежительно. Ну и, говорят, ломается он все же чаще, чем нормальный велосипед. Хотя наверное меньше, чем совсем Ашан.

Сейчас велосипеды сильно подорожали, так как большинство из них поставляются из-за границы. И даже на российских моделях оборудование все равно иностранное. Для сравнения: я свою Мериду покупала за 21 тысячу в прошлом году, яндекс выдает такой же от 28. И это модель прошлого года! Кстати, еще один лайфхак для экономии средств: модели "этого" года отличаются от моделей "прошлого" года в основном только дизайном, а по цене - процентов на 20 дороже. Выражение "не нужно изобретать велосипед" не зря придумали. Ничего принципиального нового в велосипедах за год не появляется.

Основные слагаемые цены велосипеда: это: рама, имя и оборудование. Так как мы выбираем велосипед для любителя, про раму говорить особо не будем. Рама у большинства велосипедов аллюминиевая. Бывает карбон (углепластик), но цена велосипедов с такой рамой в прошлом году начиналась от 70 тысяч рублей. Сейчас даже страшно представить. Карбон намного легче аллюминия, но он довольно хрупкий. Есть еще титан, тоже дорогой и под заказ. Короче, смотрим аллюминий, тут все просто.
Самое важное, гораздо важнее, чем материал - это размер рамы.
Неправильно выбранный размер может убить все удовольствие от катания! Отнеситесь к этому максимально серьезно. Вот таблица размеров.



Дело не в том, что на маленькой раме вы будете смотреться нелепо, а с большой больнее падать. Дело в том, что на велосипеде не вашего размера, у вас очень быстро начнет что-то болеть. У меня рост 170 см, и я каталась на велосипеде рассчитанном на рост 170-180. На небольшие расстояния это было терпимо, а вот после 50км начинало ломить поясницу и запястья. Очень неприятно. Зато когда я поменяла раму на рост 156-170 (17"), все проблемы исчезли. Я могу ехать сколько угодно долго, и у меня ничего не будет болеть. Кроме коленей. Но про это я напишу отдельно, когда буду писать про всякие околовелосипедные девайсы (если интересно, а то я сомневаюсь, что эту наспех написанную простыню будет кто-то читать).

Еще важна геометрия рамы. Но это по-моему уже для продвинутых, и определяется только опытным путем. Я, например, уже знаю, что мне неудобно на коротких рамах, на длинной гораздо комфортнее. Вообще, комфорт - это главный критерий для меня, потому что у меня стиль катания такой: медленно и долго. Кто любит полихачить, у того видимо на первом месте будет маневренность. А я предпочитаю лимузины.

Еще меня часто спрашивают: "Ну девочкам же надо женский велосипед, да?". Под женским подразумевается велосипед со скошенной рамой.

Вот такой:


Никакого "учета особенностей женской анатомии" в нем нет. Просто на нем удобнее ездить в юбке. Если это актуально, то стоит присмотреться к ним. Если нет, то берем обычный бесполый велосипед, каких большинство. Велосипеды не делятся на женские и мужские.

Хардтейлы и двухподвесы.
У велосипеда может быть амортизатор впереди (хардтейл), а может быть и впереди и сзади (двухподвес). А может и вообще не быть никакого амортизатора, но я такое не рассматриваю. Все-таки ездить придется по пересеченной местности (даже если это тротуар, на нем все равно есть бордюры и ямы), а вибрация в руле от кочек - не очень приятное дело. Амортизатор - это хорошо, но при движении по ровному он сильно гасит скорость. Некоторое количество усилий уходит на то, чтобы раскачивать велосипед, а не двигать его вперед. Велосипед с задним амортизатором стоит брать тем, кто однозначно не собирается ездить быстро по асфальту, а планирует только покорять грязь и корни деревьев. Всем остальным нормальным (шутка) людям я рекомендую смотреть в сторону регулируемой передней вилки. То есть такой, в которой можно включать и отключать амортизацию. Хочешь по корешкам попрыгать - поворачиваешь рычажок на максимум. Хочешь быстро по ровному асфальту - выключаешь. Это можно делать на ходу, не слезая с седла.

Оборудование: тормоза, переключалки.
Тормоза бывают трех типов: ободные, дисковые механические и дисковые гидравлические. Все тормоза на современных велосипедах приводятся в действие ручками на руле. Правая - задний, левая - передний.
Ободные тормоза - самые дешевые. Принцип их действия: зажимается колодками обод колеса. Не очень резвые, при длительном торможении (когда спускаешься с горы) могут перегреться и потерять эффективность, в мокрую погоду тоже так себе, могут не тормозить. Требуют гораздо больше усилий, чем дисковые. В Крыму самый большой дискомфорт мне причиняли именно ободные тормоза. Нужно было ехать с горы по неровной дороге, соответственно, тормозить постоянно и с усилиями. У меня быстро сводило пальцы рук, и приходилось останавливаться и разминать их.

Дисковые тормоза - совсем другое дело. Усилий мало, а тормозит как вкопанный. Гидравлические надежнее, чем механические, т.к. нет троса, ведущего от ручки к непостредственно дискам. Трос - слабое место. Может порваться, поломаться, пыль туда может попасть. Гидравлические тормоза приводятся в действие жидкостью.
Самое важное: никогда не тормозите передним тормозом до того, как затормозите задним! Это нужно вбить в голову и несколько раз сознательно закрепить: сначала задний тормоз, потом передний. Особенно на скорости. Если на скорости переднее колесо внезапно встает как вкопанное, вы с вероятностью 100% перелетите через руль. Я видела как летают, и даже не на скорости. Зрелище, конечно, завораживающее, но нафиг надо.

Переключалки.
Знаете как можно легко отличить чайника от опытного велосипедиста? Чайник всегда будет обращать внимание на количество скоростей, полагая, чем их больше, тем круче вел.
На самом деле разницы практически никакой нет. Большую часть времени вы скорее всего будете ездить на одной и той же передаче. А вот сами механизмы - это важно. Они бывают очень разными. Честно скажу, я очень плохо разбираюсь в особенностях и не знаю на что именно надо смотреть. Узнаю - напишу подробнее. Но чем лучше это обрудование, тем дороже вел, и тем удобнее переключать передачи. Усилий не требуется, даже в небольшую горку переключается легко, цепь встает сразу и надежно. Самое часто встречающееся - оборудование Shimano. Здесь стоит обратить внимание на 2 подвида: Shimano Deore (подороже) и Shimano Alivio (подешевле). Остальное либо похуже, либо слишком дорого.

Колеса
Один из самых популярных вопросов на велофоруме: какого диаметра колеса брать? Споры о размерах могут превращаться в настоящий холивар, что говорит о том, что у каждого из предлагаемых размеров есть свои преимущества и недостатки.
У взрослых "горных" велосипедов диаметр колес бывает 26, 27.5 и 29 дюймов. Чем больше диаметр, тем сложнее его растолкать, и тем лучше он держит скорость. Ну и проходимее. Однако, невысоким людям, особенно девушкам, я бы рекомендовала только 26. Я, как и многие начинающие велосипедисты, грезила о найнере (от слова Nine - то есть 29), но когда пришла в магазин и попробовала посидеть на таком, то сразу отказалась от этой идеи. Дело в том, что даже 17-дюймовая рама мне показалась огромной на таких колесах. Выбрала компромисс: 27.5. О чем иногда жалею, так как с моим неторопливым темпом катания мне иногда бывает тяжело разогнать эту тушу. Если бы я любила быструю езду, то наверное было бы в самый раз. Но я езжу оооочень медленно и осторожно. Получается, трачу больше сил, чем могла бы, будь у меня колеса поменьше.

В общем, в большинстве случаев я рекомендую следующее:

- Не Ашан!
- Хардтейл с регулируемой вилкой и аллюминиевой рамой, подобранной по росту.
- Дисковые тормоза
- Колеса 26 дюймов
- Оборудование shimano alivio или shimano deore
- Остальное выбираем "по цвету".

Например, попурярная модель Gt Avalanche полностью соответствует этим минимальным требованиям. Стоит от 26 т.р. Простой и надежный велосипед.


Не обязательно покупать прям его, можно прийти в магазин и сказать, что вам нужно что-то типа этого. И сверять с параметрами, которые я описала.
Если бюджет больше, то нужно определиться во что хотите вложиться. Если меньше, то я бы рекомендовала смотреть б/у велики с такими же параментрами, ну или на худой конец экономить на тормозах. Если ездить медленно, редко и аккуратно, то на первое время пойдут и ободные тормоза.

Вот. Это мой личный опыт, чисто любительский и поверхностный. Но может быть кому-то и не нужно много умных слов и профессиональных терминов. Веломанов просьба не хамить и не блистать знаниями без нужды в комментариях. Текст рассчитан на еще больших чайников, чем я :)

Previous post Next post
Up