9 мая и 8 мая, Д.Корнилов и Л.Лукьяненко, а также Окно Овертона.

May 05, 2016 23:50

В этом году в Украине снова разворачивается бурная дискуссия о праздновании 8 и 9 мая . Хотя в отношении 8 мая, по большей части, даже не употребляется термин «празднование», поскольку этот день имеет скорее траурный оттенок и носит название "Дня памяти и примирения". В качестве основных доводов в пользу 8 мая служит то, что именно в этот день происходит празднование победы над нацизмом в западных странах и искусственный, не принятый в мире и неукраинский характер понятия Великая Отечественная война. Давайте попробуем выяснить, что мы празднуем 9 мая, западные страны - 8 мая и как Украина пришла к сегодняшней ситуации. В этом нам помогут Д.Корнилов, Л.Лукьяненко и концепция Окна Овертона.




Для начала разберёмся, почему возникли два разных дня, в которые отмечается День Победы. Дело в том, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан ночью с 8 на 9 мая - по европейскому времени этот момент пришелся ещё на 8 мая, а по московскому на 9 мая. То есть на Востоке и Западе празднуют абсолютно одно и то же событие. Причём это событие рассматривалось в Великобритании и США именно как победа, а отнюдь не траурный день памяти, и получило название «Victory in Europe Day» или «V-E Day».





Конечно, было бы логичнее договорится о праздновании победы в один день, но мы не должны забывать о том, что вскоре после завершения мировой войны отношения СССР и США с Великобританией начали стремительно охлаждаться, что исключило такую возможность. Кроме того для западных стран этот день носил, во многом, второстепенный характер по отношению к завершению Второй мировой войны - «Victory over Japan Day» или «VJ Day». В то же время, для советских людей именно 9 мая становится главным праздником, связанным с войной.



В качестве дня памяти и траура, конец войны рассматривается скорее в проигравших в войне странах, например в Японии. Даже Германия считает этот день не днем скорби, а днем освобождения от нацизма. Согласитесь, есть какая-то горькая ирония в том, что победившая и относящаяся к странам-основательницам ООН Украина, сама низводит себя до находящийся в трауре проигравшей страны.



Из уже сказанного, пока что не вытекает, почему Украина должна была перестать праздновать 9 мая, ведь одной из целей Гитлера и нацистского Рейха было завоевание жизненного пространства, в том числе и в Украине, что угрожало самому существованию украинского народа. Не понимают этого и многие жители современной Украины, даже полностью разделяющие курс современных киевских властей. Например, бытует мнение, что именно события 2014 г. с массовым использованием символов Победы, таких как георгиевская лента сделали для украинцев невозможным сохранение этого праздника на национальном уровне.



Однако, на мой взгляд, всё несколько сложнее и началось существенно раньше. Дело в том, что 9 мая и Великая Отечественная война, которую он символизирует, является тем поворотным моментом, который скрепил именно советский народ и закрыл страницу гражданской войны. Этот праздник сохранил своё объединяющее весь народ значение до сих пор, и в России и на всём постсоветском пространстве. Но именно эта объединяющая роль и стала причиной негативного отношения украинской антироссийской элиты к 9 мая. И начало зарождаться это отношение задолго до 2014 г. В этом контексте мне хотелось бы вспомнить письмо украинского политического деятеля Левка Лукьяненко редактору газеты «Донецкий Кряж» в 1996 г., ответом на которое стала знаменитая статья Дмитрия Корнилова «Две Украины».



В своём письме Лукьяненко пишет, что Украины во время войны не существовало как государства, а сама война была битвой двух империй на украинской территории. Победа же Российской империи принесла Украине бесчисленные страдания и муки и поставила существование украинской нации на край гибели. Поэтому война не является для украинцев ни Отечественной, ни священной, а если редактор не понимает и не принимает эту точку зрения, то он является чужеродным для Украины телом. На это Д.Корнилов ответил обширной статьей в которой, во многом, предвосхитил современную ситуацию в Украине.



Конечно проведший значительную часть жизни в лагерях и тюрьмах, диссидент Лукьяненко мог уже тогда рубить националистическую правду-матку, но большая часть украинцев, чьи деды и отцы воевали в рядах Красной армии, не воспринимали, и до сих пор не вполне принимают эту точку зрения. Однако без стирания праздника 9 мая полный разрыв с Россией и советским прошлым невозможен. И тут украинские власти, уже в который раз, пользуются концепцией окна Овертона. Подход, в данном случае, заключается в том, чтобы не отказываться от праздника сразу, а постепенно заместить его не менее значимый, размыть эту дату и лишь затем вытеснить его полностью.



Таким образом, приводимые украинскими властями доводы, являются не более чем плохо продуманной ширмой(во многом выставляющей победившую Украину в качестве проигравшей), в кампании по стиранию исторической памяти о войне, окончательном отделении Украины от России и формировании новой антироссийски и националистически настроенной украинской нации. Понимая всё это, для меня нет никаких сомнений, что необходимо разрушить эти планы и сохранить наш главный праздник, наш оплот - День Победы 9 мая!

Украина, национализм, СССР, история

Previous post Next post
Up