Сколько стоят дороги?

May 12, 2014 17:28

Вот "Ведомости" пишут
http://www.vedomosti.ru/companies/news/26335451/nalogovyj-manevr-na-doroge#sel=2:1,2:5

денег, мол, на автодороги не хватает.
Статья там в основном про методику наполения дорожных фондов и к строительству дорог отношения почти не имеет.
А сколько действительно стоит дорога? Ведь говорят и про 5 и про 10 и про 26 млн долларов за километр. В статье есть мнение товарища из PwC: "Двухполосные автомобильные дороги, которые не требуют переноса коммуникаций и дорогой подготовки территорий, обходятся примерно в 100-200 млн руб. за 1 км, рассказывает партнер PwC Дмитрий Ковалев."

Я попробовал сделать прикидку на базе имеющихся у меня примеров и вот что у меня получилось.

Я вот из своей практики знаю, что асфальтирование территории стоит где-то 1,8 - 2,2 тыс руб за м2. Это просто асфальтирование территории с устройством печсаной подушки и гравийной основы. Для автодороги, думаю, показатели будут похожие. Там толщина подушек больше, асфальта 2 слоя и т.д. Плюс обочины, водостоки, остановки, бордюры кое-где, пересечения и т.п. На круг может выйти 3,5-4,0 тыс. Плют аппарат юристов для работы с фед казначейством и подрядчиками, бухгалтерия, инженеры. Это ещё 1,5-2 млн в год. Плюс маржа процентов 25 (скромно). Плюс плата за кредит, процентов 15 годовых (бюджет же не платит авансом, а зачастую платит через полгода после сдачи всех работ). Итого выходит прямая себестоимость дороги при ширине 8м и длине 1000м получается 32 млн руб. Админ расходы - 2 млн. Маржа - 8,5 млн. Затраты по кредиту 5,1 млн. Итого выходит 47,6 млн. Грубо - 50.
В общем, за 50 млн можно стоить двухполосную дорогу без переноса коммуникаций. Содержание ещё порядка 2,5 млн в год. Если что - я готов, дайте мне подряд :)

Теперь даже могу поаппонировать с одним товарищем mymaster (почитайте его мегаинтересный блог, кстати!), утверждающим, что реконструкция километра четырёхполосной дороги в городе стоит под миллиард рублей. Если под реконструкцией понимать капитальный ремонт без изменения ширины и без учёта стоимости благоустройства, то стоимость, на мой взгляд, должна быть значительно ниже.
Давайте попробуем мыслить конкретно. Возьмём дорогу шириной в 4 полосы по 3,5 м каждая, огороженную бордюрным камнем и оснащенную ливневой канализацией. Пусть у нас ещё два перехода газопровода, два - водоснабжения, 4 - электричества и связи, а ещё вдоль улицы идёт городская канализация. Без эстакад, без подземных переходов. Без учёта стоимости тротуаров и т.п.
Итак, стоимость 1 км четырёхполосной дороги составит 100 млн. руб.
Добавим сюда бордюрный камень: 800 руб за погонный метр.
Добавим полную разборку и вывоз прежней дороги: при стоимости вывоза 1 м3 боя 250р за м3 это будет порядка 11 млн руб. (Хотя при должной сноровке это можно сделать почти бесплатно).
Добавим устройство 8 "переходов", укладку их в коллекторы, сделанные из П-образных плит или ж/б конструкций. С запасом это будет стоить около 5 млн руб. (Здесь, правда, самый геморой - согласования с газовщиками, водоканалом, связистами и электросетью. Здесь без юристов и рабочих отношений с ведомствами не обойтись.) Допустим также, что в стоимость дороги не входит перекладка газопроводов и т.д., а этим занимаются соответсвующие службы.
Учтём также стоимость проектирования: 10% от затрат на общестроительные работы (выходит порядка 11 млн).
Добавим устройство ливнёвки - 1000 руб м2 - 2 млн руб.
Обход канализации - дополнительные свайные ограждения и укрепление стенок - 2 млн руб.
Добавим сюда затраты связанные с простоем техники, выездом подрядчиков туда-сюда (10%). А также добавим процентов 20 сверх всего на непредвиденные или неучтённые расходы.
Таким образом у нас получается (в млн руб): (100 + 1,6 + 11 + 5 + 11 + 2 + 2)*1,1*1,2 = 175 млн руб. А никак не миллиард, про который говорит Антон Буслов. Конечно, с точки зрения эффективности затрат на транспортировку пассажиров вкладывание денег в троллейбус и автобус намного более эффективно. Но этот транспорт тоже должен ездит по ровным отремонтированным дорогам, иначе он теряет в комфорте.
В общем, надо развивать и ОТ и дорожную сеть. И теперь мы знаем, что фактически стоимость 1 км дороги 3й категории составляет порядка 50 млн руб., а капитальный ремонт дороги внутри среднего населенного пункта (50-500 тыс чел) обойдётся порядка 200 млн рублей.
Конечно реальные цифры затрат могут варьироваться в зависимости от реальных условий, но в общем можно пользоваться приведенными здесь расчётами.
Если заметили ошибку или неточность - буду рад проверить и уточнить.

Резюме: 1 км двухполосной загородной дороги стоит примерно 50 млн руб.
Капитальный ремонт 1 км 4х полосной дороги внутри населенного пункта стоит примерно 175-200 млн.
Требуйте у местных властей! ;)

дороги

Previous post Next post
Up