Высшие точки России. Дагестан (Базардюзю, 4 466м., №6)

Sep 22, 2021 09:00

19/85 Базардюзю (Дагестан, 4 466м., №6)

Дагестан - самый южный регион не только европейской части России, но и всей нашей страны, поэтому эпитеты «самый» встречались нам в этой поездке довольно часто.

Чтобы достичь нашей цели, лежащей прямо на границе Дагестана с Азербайджаном, нам нужно было проехать республику целиком с севера на юг.

Дагестан.jpg © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Низменности северной части региона занимают около половины его территории, здесь же находится и «самая» низкорасположенная точка РФ. Условной северной границей Дагестана является река Кума, которая в районе посёлка Артезиана практически не заметна на местности. Здесь, на трассе, ведущей в Астрахань, со стороны Дагестана организован пост ДПС, который более смахивает на пограничный, обилием боевого оружия в руках работников, количеством построек и довольно придирчивым контролем. Далее нас ждала Ногайская степь, более напоминающая полупустыню, с унылыми пейзажами вдоль дороги и периодически возникающими песчаными бурями.

В районе Кизилюрта, наконец, начинают появляться первые холмы, а трасса плавно прижимается к берегу Каспийского моря. Недалеко от Избербаша мы решаем провести пару ночей, отдохнуть после дороги, искупаться и переждать накрывшую район Базардюзю непогоду. Логичнее, конечно, делать наоборот, так как здешнее побережье расположено на 27 метров ниже уровня мирового океана, что только усложняет последующую акклиматизацию.

Далее на юг лежит Дербент - «самый» старый (до присоединения Крыма) город России и «самый» южный город нашей страны. Всё что расположено дальше вплоть до азербайджанской границы дотягивает максимум до определения посёлок. Именно Дербент является отправной точкой для туристов, направляющихся в район высочайших вершин Дагестана.

От Дербента до посёлка Гапцах, где нужно съезжать с трассы на запад, всего около 50-ти километров. Далее по довольно хорошей региональной дороге нам предстояло проехать ещё около 50-ти километров до села Усухчай.

Эта асфальтовая артерия проложена в ущелье реки Самур, и виды здесь на всём протяжении просто непередаваемы, будь то ярко-зелёные склоны азербайджанских гор с растущими у подножий высоченными кипарисами, бурные голубые воды Самура или каменистые грозные возвышенности Дагестана. Пару раз нам посчастливилось увидеть появившейся далеко впереди над облаками Шалбуздаг.

Пока искали поворот несколько раз обращались к местным жителям. Гостеприимность и отзывчивость дагестанцев, сопровождавшая нас на всём пути, в этих местах уже просто зашкаливает. На любой заданный вопрос здесь просто ответом не обходится, а пара минут общения практически всегда приводит к приглашению в гости.

Но мы задерживаться не можем, так как нам необходимо начинать акклиматизацию как можно быстрее. От Усухчая до ближайшего к Базардюзю посёлка Куруш ещё 25 километров по уже грунтовой горной дороге. Первую половину пути она петляет по прекрасным зелёным склонам мимо сёл, в которых кипит жизнь. Далее, после Текипиркента, местность становится суровее, петли дороги замысловатее, а высота уже вполне себе ощущаемой.

В какой-то момент пути ветер неожиданно выдувает из ущелья скопившиеся здесь с утра облака, и мы оказываемся прямо перед грандиозной стеной Ерыдага. Зрелище это настолько изумляет взгляд своей неожиданностью, что мы немедленно останавливаемся, делаем первые фото и вдыхаем воздух высокогорья.

Долее к югу открывается и наша цель - высоченная, широкая в основании и заострённая сверху красавица Базардюзю. Мы в предвкушении преодолеваем оставшиеся километры дороги и достигаем, наконец, Куруша - «самого» высокогорного поселения в Европе и «самого» южного населённого пункта РФ.

В посёлке на высоте 2560м. прошивает чуть больше 700 человек. Домишки ютятся в небольшой котловине. Деревьев здесь уже совсем нет.

Альпбаза «Леонова» или «Ерыдаг» находится на несколько сот метров вниз от посёлка и представляет из себя основное здание, в котором в относительном комфорте могут расположиться до 10ти человек, несколько хозяйственных построек и площадку под установку палаток. Имеются: свет, газ, вода, туалет и даже интернет (когда оборудование в посёлке не повреждено).

Мы знакомимся с Петром Леоновым, который занят непрекращающейся работой по улучшению инфраструктуры альпбазы. Он тут главный распорядитель и кроме того председатель Федерации альпинизма Дагестана. Мы рады, что на гору пойдём со столь опытным альпинистом и знатоком этих мест и готовимся впитывать террабайты интересной и полезной информации.

Про два акклиматизационных дня мы напишем отдельно. На третий, мы, наконец, выдвигаемся к вершине.

То, что Базардюзю практически всегда во время маршрута находилась в зоне прямой видимости не могло не радовать. Наш план восхождения был таков:

- подойти к подножью, установить лагерь (День 1й)

- взойти/спуститься, собрать лагерь и вернуться на базу (День 2й).

Технически Базардюзю несложная вершина, на всякий случай мы позаимствовали у Петра каски и гамаши, всё остальное имелось у нас в наличии из предыдущих довольно лёгких походов.

Подход с полной выкладкой к подножью занял у нас 2 с небольшим часа. На этом отрезке нам три раза приходилось форсировать водные преграды: один раз Мулларчай и дважды Вахчагчай. Приходилось полностью разуваться и закатывать штаны, именно до колен доходила иногда вода в это время в бурных речках, - бывает, конечно, и хуже.

Палатки мы поставили в непосредственной близости от реки, в ближайшие дни ливней больше не ожидалось, а шум воды нас особо не беспокоил, так как перед важным восхождением обычно не спится даже в мёртвой тишине.

Утром мы вышли в 4 с небольшим, и даже ещё не подойдя к изматывающему цирку, столкнулись с препятствием под названием «утюг» - достаточно высокой осыпной ступенью, для преодоления которой здесь провешена верёвка.

После «Утюга» нас ждал поросший яркой травой склон (скользкий из-за горной росы по утрам), ведущий к цирку. Со дна цирка начинался наиболее изматывающий участок восхождения, - кажущаяся бесконечной сыпуха, вплоть до перевала Вахчаг.

На преодоление цирка мы тратим несколько часов, перемещаясь бесчисленными зигзагами и изнывая от однообразия. Нам повезло, на перевале сильно не дуло. Группа, побывавшая здесь насколько дней назад, сообщила нам перед выходом о своей очень тяжелой ночёвке на перевале, когда в шквалистый ветер они смогли поставить только одну палатку, где и провели все вместе очень беспокойную ночь.

Мы пополнили запасы воды в озере и направились вверх по склону в сторону вершины. От перевала до неё оставалось пройти около 850ти метров по вертикали. От Вахчага с одной стороны шлось лучше, так как появились виды в сторону Азербайджана и на запад, на «самую» южную точку Российской Федерации и едва заметную вдали Тебулос-Мту - высочайшую вершину Чечни. С другой стороны движение замедлялось порывами южного ветра и подступающей горняшкой.

Снега в июне на Базардюзю уже немного. Пару-тройку раз мы пересекали снежники шириной в несколько десятков метров, которые уже активно начинали таять под жарким летним солнцем. Силы же восстанавливали в турьих ямках - небольших углублениях, которые эти копытные организовывают себе для отдыха. Как правило, они расположены в местах где округа просматривается максимально, так что, отдыхая, мы наслаждались великолепными панорамами вокруг. К сожалению, сами архитекторы нам по пути так и не повстречались.

Вершина Базардюзю со стороны перевала Вахчаг не видна до самого последнего взлёта, в итоге мы испытываем практически эйфорию, когда спустя 9,5 часов после выхода взбираемся, наконец, на довольно широкое вершинное плато в дальнем от нас конце которого видим долгожданный репер.

Ещё несколько десятков метров уже по плоскости и всё - мы достигаем нашей цели.

17.06.2021г. «самой» высокой точки Дагестана и Азербайджана достигли Е. Краснова, Д. Ткачёв, М. Краснов под руководством П. Леонова.

Записка получается очень корявой. От волнения и горняшки пальцы не слушаются, а голова плохо соображает. В целях безопасности мы исследуем только те участки вершины, где нет снега. Фотографируем виды на Азербайджан, на грандиозный Ерыдаг, ну и конечно, делаем, протокольные фото с репером.

Погода позволила нам осуществить задуманное. В 14:00 на небе никаких признаков её ухудшения, ветер стабильный, но нам всё равно нужно спешить обратно, чтобы уложиться в график.

На пути вниз очень пригождаются гамаши. Мы буквально вязнем по щиколотку в сыпухе, но она же помогает нам быть мобильнее, как будто утягивая вниз. На спуск мы тратим в два раза меньше времени, чем на подъём, но всё равно на подходе к «утюгу» вечерние тени от гор уже накрывают ущелье. Мы принимаем решение переночевать в палатках, а на базу вернуться рано утром.

Последняя ночь в дагестанских горах проходит умиротворённо. Мы плотно ужинаем и даём покой уставшему телу. А в головах уже роятся новые идеи и планы: «а что если?», «а может быть?», «или до следующего сезона?», «или лучше в этом?»…

Высшие точки мира, Природа, Восхождение, Высшие точки, Азербайджан, Дагестан, Горы, Путешествия, Базардюзю, Высшие точки России