Feb 25, 2022 20:20
Давно хотела написать. Вспоминала цитату Бродского уже вторую неделю: «Если суждено в империи родиться, лучше жить в провинции, у моря». Я ее прочитала в 2006 году в Хаугесунде и совсем не поняла. Я тогда была молодая, мне хотелось движа, а я сидела на западном побережье Норвегии в провинции.
В последние годы до меня дошел смысл этих строк. Хорошо дошел, с чувствами. Последние недели я ходила и думала, что написать. Войска на границе стояли, но мы все надеялись, что пронесёт. Потом их ввели на Донбасс и кто-то радостно заявил: «не будет новой войны, это конец старой». Хотелось бы в это верить. Но не верилось. Потому что просто так такая куча техники стоять не будет.
Вчера мне с утра стали писать все, спрашивать, как мои близкие. Стало понятно, еще не проверяя новости. Для большинства все началось только вчера. Для моего города все началось 8 лет назад. Тогда об этом не так много писали и говорили, правда. Мало кто спрашивал, как твои близкие.
Хотя моим близким пришлось бежать из Луганска. Мама уехала с сумкой, которую собрала на дачу. А потом оттуда прямо на поезд и из Украины. К счастью, документы всегда с собой возила. Но ни зимних вещей, никакого багажа больше не привезла с собой в Польшу.
Папа уехал к брату в Россию на пару месяцев, а когда прошли бои, вернулся. Кстати, Россия давала места беженцам тогда, но он не захотел.
Так и жили мы с тех пор. Не виделись с ним с тех пор. Звонили, он говорил, что скучает. Что уже не стреляют. Что даже появляются дети. А все мои друзья луганские из Луганска уехали.
И наверно, нам всем показалось, что все закончилось. Вот так коряво, но закончилось. Ну да, Донецк в руинах. Ну да, линия фронта есть, и там иногда постреливают. Но так все вроде тихо, живем дальше. Иногда в фейсбуке мелькали посты, что снова какой-то обстрел и вся семья друзей лежит на полу в ванной. Ну и снова вроде тихо.
А теперь оказывается, что ничего не закончилось. Что то, что происходило на Донбассе, пограничной земле, теперь происходит по всей стране. Вчера мне несколько человек написали слово «неожиданно». Это, наверно, защита психики. Не верить до конца, что это будет. А потом еще несколько дней все кажется сюром. Я вчера тоже ходила как в тумане, все с той же болью, как и в первый раз. Но вот одного не было: неожиданности. Была надежда до последнего, что все же пронесёт. Но видать, когда первый раз не можешь даже представить, то второй раз можешь, как это ни печально.
Что мне еще кажется ужасным, что ко всем страданиям и боли мы сами добавляем ненависти. Разделяемся на группы и считаем, что другие - не люди. Это самое ужасное, эта дегуманизация другого.
Мои русские друзья, давно живущие вне России, вдруг получили поток проклятий и пожеланий смерти в личку. Я понимаю, что людям больно, но все же война в соцсетях - не решение.
Наверно, и люди, пережившие Донбасс, могут топнуть ножкой и сказать «а где вы раньше были?». Наверно, многие так тоже делают, у них тоже раны не зажили.
Но блин, если мы сами начнем мочить друг друга, то это уже полный ппц. Это ппц ппца.
Когда показывают документалку про охоту львов на бизонов, всегда стадо убегает, а львы нападают на слабого. А ведь если бы все бизоны развернулись на львов, то удирали бы львы. Но у бизонов нет такой развитой коммуникации. А мы, выходит, не лучше бизонов?
Что я хотела сказать. Что и так достаточно боли в мире сейчас. В самом ближайшем для нас мире. Давайте не умножать страданий. Мы сильнее, когда мы вместе. Если молиться, то за всех. Все люди. Всем мир. Всем.
ukraine