Вчера смотрела влог одной симпатичной мне девушки, переехавшей в Италию, - видео про покупки на зиму. И подумалось мне, слушая ее бойкую презентацию: «нда, раньше мы листали каталог Quelle, привезенный кем-то из Германии (кто помнит такой?), а теперь за нас уже сделали выбор, что умно или модно купить, и достаточно только сидеть и по ссылкам кликать. Если вас интересует, конечно, зеленая шубка со звездами из искусственного меха.
А в комментариях у девушки разгорелся спор (с переходом на личности): искусственный мех против шкурок животных (прямая цитата). Ах, девочки, вот интересно же вам ссориться в комментах с незнакомыми людьми и доказывать, что вы не отсталые, хоть и ходите в натуральной шубке «патамушто я русскаяженщина». А я подумала: столько приколов в мире блогов сейчас, надо бы написать про парочку.
Начну с оформления рекламы. Как вы, возможно, знаете, я читаю норвежский «блог про топ-блогеров». На днях был обширный пост про маркировку рекламы. У Совета Потребителей в Норвегии есть правило, что любая реклама и спонсирование должно быть указано «четко и читабельно» в самом начале поста. Не в конце, середине и не слабым серым шрифтом. Чтобы у читателей не было сомнений, когда они читают про таблетки для волос, отбеливание зубов, рестилан в губы или фирму, которая делала ремонт в доме блогера. Не все блогеры это делают последовательно, но никто не может отделаться простым «а я не знала». Т.к. если ты зарабатываешь на блоге, то платишь налог и такие законы до тебя быстро доходят, а то можно и судебное дело на себя получить. Кое-кто и получал. Читатель в Норвегии тоже натасканный, так что это не единственная заметка на тему, обычно на форумах или в комментах читатели отмечают «а не реклама ли? И почему так плохо помечена?»
В то время, как у русскоязычных блогеров наблюдается полный хаос и свобода. Свобода - это хорошо. Но ведь и ответственность это накладывает, особенно, когда читают тебя тыщи или миллионы. Хочу заметить, что блоги на русском не читаю, сужу только по инста-блогерам. Так вот у них чего только нет: и посылочки от фирм, одежда с косметикой само собой, поездки, салоны. И нигде никогда я не видела пометки, что это реклама или спонсирование. Как-то я заметила об этом в инсте у одной симпатичной мне москвички, и она мне ответила, что в России с этим не строго, и она рекламирует только то, что сама использует, или что «использовала бы». Родители плохого не посоветуют (где это было? В рекламе МММ?). Я считаю, что если сама пользуешься и платишь за это полную сумму, то советуй, конечно. Но если тебе дают скидку - в бартер на рекламу, то это спонс, и это уже не проходит как совет от чистого сердца. Тем более читатель не знает, использует ли блогер эти таблетки для загара (и какой у них вред) или просто рекламирует за денежку (а таблетку в мусорку). А читатель-то доверяет. Тем более читают их девочки-подростки. Так что рекламируй, пожалуйста, только пометочку поставь тоже (да, норвежские блогеры рекламируют таблетки, от которых кожа приобретает цвет загара).
Второй прикол - про фразу «я для вас старалась». Дорогие мои блогеры. Старались вы для нас, спасибо, но мы вас о том не просили. Старались вы так, потому что если вы профессионально занимаетесь блогом, то это ваша работа и вам за это платят. Так что вот это «ставьте лайк, ведь я так для вас старалась» забавно. Как будто одолжение нам сделала. А на самом деле, это блогер должен в ножки читателям кланяться, это они ему обеспечивают трафик и таким образом доход. Спасибо, конечно, что ты сделала подборку дешевых дубленок по всем интернетам, я и сама могла, но ты «постаралась». Но ты ведь не хочешь дешевую дубленку, ты себе купила одну знаменитой дорогой марки - ну а кто тебе зарплату составил? Мы, которые видео смотрим и ходим по ссылкам. Так что спасибо нам за твою куртку, получается, а не тебе лайк «за то, что старалась».
И еще вот это «ставь лайк, потом читай». Про это тоже не раз уже сказано. И все-таки я добавлю. Спасибо за напоминание, конечно. Только мне после такой фразу хочется найти кнопку «дислайк» (нет ее на инсте еще, а вот жаль). Потому что мне это кажется или напоминанием, что у меня склероз (а его вроде нет), или такой дерзостью, если не сказать, легким хамством. Лайк я и сама догадаюсь поставить, если мне понравится текст или картинка. Не пожадничаю. А вот когда из меня его легонько так выколачивают, то наоборот так жеж хочется прочесть и ничего не поставить. Или снять тот, который за картинку поставила. Вот мне как-то так. Такие предложения (выбивания) не люблю.
Третий случай - не про блогеров, а про читателей. Как часто мелькает «не понимаю я эту Лену (из топа жж, например), как она может такое писать?!». И думаешь: заинька, ну не понимаешь, так не ходи в ее блог, зачем себя волновать? Если она тебе не нравится совсем, что за мазохизм ее читать? Неужели читатель не догадывается, что у топ-блогеров сценический образ? Это все равно, что верить, что Шакира в своих песнях и клипах про свою жизнь рассказывает - вот всё, как есть. Может, в жизни та девушка совсем другая, но у нее блог и образ, который работают. Это все равно, что прийти в театр, а там паяц на сцене кривляется. Да так кривляется, зараза, что провоцирует, думаешь: «ну как можно такую чушь нести? Еще и человек, еще и белый (сорри за расизм), а такое себе позволяет!» И вместо того, чтобы уйти и выбросить его из головы, ходить по улице и всем рассказывать: «нет, ну вы представляете, этот паяц, как он может?!» Так тем, кто не видел, только любопытно будет: «что за паяц такой и где?» А паяц, завидев, что в публике прибавление, будет думать: «о, работает мой бред, продолжу в том же духе». Если вы не поддерживайте его творчество, так не сливайте туда столько внимания, займитесь своим делом и рекламу ему-то не делайте. А то выходит, злобный блогер вас спровоцировал, а вы ему бесплатного пиара во всех соцсетях. Крррасота! Не понравилось - не ходите в тот театр, и не рекламируйте. Так гляди и театр прикроется. А пока вы его пиарите в полном негодовании, дела у него идут превосходно, а горче на душе только вам становится, не ему.
Какие приколы блогинга замечаете? Поделитесь!