Почему мы так держимся за истории "кто я есть на самом деле"? Эти истории могут ограничивать нашу свободу, но мы все равно будем за них держаться. Потому что же, ну как же так, это же мы! Наверно, потому что мы состоим не только из клеток и атомов, но и из историй о том, кто мы есть и какая есть жизнь.
Я заметила, что я люблю историю про себя, которая называется "бедная Золушка". Я люблю входить в роль жертвы и не понимаю, почему мне так сложно, а меня никто не может/хочет понять. Причем, поймите, "люблю" - это не сознательное "сейчас я выберу такую модель поведения, потому что это для меня выгодно в данной ситуации". Все происходит бессознательно, и ты находишься в своей непродуктивной стратегии, как в своем пузырьке - всем видно, в чем твоя проблема, а тебе одному нет. Понимание того, что я "люблю" роль жертвы приходит после многих замечаний друзей, обсуждений этой темы, медитаций и другой работы над осознанием себя. Потому что так навскидку каждый скажет: "да вы что, я себя не люблю, что ли? Конечно, люблю. Какая такая жертва?" Но мы так привыкли к этим историям, что они авотматически влкючаются, как некоторые программы на компьютере - по умолчанию. А мы удивляемся, почему компьютер так медленно работает. А на нем забирают ресурс неэффективные программы, гудящие по умолчанию. И чтобы их обнаружить, нужна археологическая работа над собой. К счастью, особо копать не надо. Как встал на путь осознания - помощь придет отовсюду. Только бы глаза иметь, чтобы ее увидеть. Потому что иногда она бесит. Но это оттого, что конкурирует с любимой историей.
Мой мужчина мне как-то сказал: "Да какие у тебя вообще великие проблемы? У тебя все есть, ты всего добилась". Вроде хорошо ведь, да? Зачем спорить?
Но - О, как я была несогласна! "Да что он вообще понимает, легкомысленный испанец! Он вообще понятия не имеет о том, как мне трудно! Эти вечные визы, этот поиск работы каждый год, этот статус - если не работаешь, если визы нет, то езжай домой. Эти птичьи права в Норвегии. В моем родном городе война, мама у меня - на статусе беженца в Польше, и я ей помогаю деньгами. Это у меня великих проблем нет???" Вот такая лакмусовая бумажка - этот мой мужчина. И не раз, и не два пришлось пережить стычки на эту тему. Конфликт происходит - между его взглядом со стороны (позитивным даже) и моей историей. Потому что в моей истории я - чуть ли не бедная сиротка, впахиваю как золушка, жизнь у меня полна трудностей и несправедливостей (уж не знаю, откуда она у меня: по наследству ли от мамы, из украинской культуры или из каких-то первых сказок, по теории Берна - но она есть, а я к ней привыкла, как к своей коже, настолько, что не вижу ее). А тут мне рассказывают, что я - успешная молодая женщина, всего добилась сама и особых проблем у меня нет (вроде хорошая история, и зачем с ней спорить, но всё, что конкурирует с нашей истиной, на подсознании воспринимается как ложь. Даже если на логическом уровне мы согласны - внутри происходит нестыковка). Это же полный crash с моей историей меня.
Как говорит Kyle Cease (у него серия вдохновительных видео на youtube): "Мы постоянно повторяем свои истории "я такой, я так не могу". Потому что для нас отказаться от них - это смерть. Это смерть нашего старого я - того, кем мы привыкли себя знать". Получается, моя борьба с моим мужчиной - не просто за правду, а за выживание. Я боролась за право существовать такой, какой я себя знала. Потому что иной я себя не знала, и эта неизвестность была подобна смерти. Теперь, оглядываясь назад, я думаю: "И я была готова положить жизнь в борьбе за свои ограничения? Какая ироничная трагедия. Разве я готова умереть на этом поле, где я отстаиваю свое право быть бедной и несчастной?" Но как бы иронично и парадоксально это не было - так оно и есть. Со стороны видны эти парадоксы: видно, как человек хватается за свои неврозы, которые мешают ему жить. Но человек-то сам не видит, для него его неврозы - это истина, это его вторая кожа, это его история себя, без которой не будет ни его самого, ни его жизни. И просто увидеть, что это не правда, а только история - это великий шаг в работе осознания. Мне нравится, что мои любимые теоретики не призывают от чего-то избавляться, а достаточно осознать. Потому что когда видишь историю тем, чем она является - просто историей, а не конечной истиной, то она теряет силу. Потому что историю можно переписать и передумать, а можно просто наблюдать, как она включается автоматически - но уже, держа ее за ручку с любовью, выбирать иные мысли и поступки.
"Я люблю мою маму, я люблю моего папу! Я люблю свою сестру, я люблю мой дом, я люблю мои волосы! Я все могу. да, я все могу, сейчас пойду и буду это делать!" - вы видели видео с этой маленькой девочкой, говорящей себе эти фразы в зеркало? Оно мне не раз попалось на фэйсбуке. Я всегда ее вспоминаю, когда думаю, что мы - не наши истории, а бесконечные возможности. Вот встаньте перед зеркалом и повторите себе: "Я - бесконечные возможности. Я все могу". Какие эмоции вызывает? Это тоже археологическая работа над собой. Вечно мы бежим от своих эмоций. А вот как почувствовать все свои некомфортные "да что я могу? Я же просто лузер, ничего у меня не получается, жизнь идет наперекосяк, все уже поздно"? Пусть всплывают - пора им уже всплыть и расствориться в океане твоего осознания. Я очень хочу, как эта девочка, говорить себе с полной верой: "Я все могу, у меня все получается. Сейчас пойду и буду делать это!" Потому что зачастую меня никто не ограничивает, ни окружающие, ни законы страны, как мне кажется, ни случайный прохожий - больше всех ограничиваю себя я сама.
Свободу попугаям!