Тут в одном из ФБ-постов,
дублирующих вот этот, были весьма интересные комментарии, по теме школ.
Я свёл их в один текст, вот он (мои ответы ниже):
“Это сильно зависит от того, сколько лет твоему собеседнику.
Например, наша с тобой разница в возрасте, казалось бы, совершенно некритичная, (7 лет - моё примечание) но в плане именно школьного образования мы - люди разных эпох.
Люди 75-77 г.р. последние, кому досталась советская школьная система, которая, конечно, была неидеальна, но она, по крайней мере, была.
Я пошла в школу в 90 году, и это была совсем другая история. У нас не то что оборудованных кабинетов по химии и биологии не было, у нас учителей по целому учебному году порою не было. И у огромного количества моих сверстников в разных школах было абсолютно так же. В один год у нас биологию вела физручка, а историю - завхоз.
Ну какая база, о чём ты. Это была просто условная камера хранения для детей, чтоб по улицам не шатались.
Сейчас ситуация как раз получше, но ненамного. И очень высокая сегрегация.
Есть действительно хорошие школы, с историей, традициями, отличными учителями, интересными уроками и пр, но туда берут мнэээ... Не всех. И есть все остальные школы, я для своего ребёнка, скажем, пристойного варианта так и не нашла. До 4 класса он вообще был на с/о, потом я сильно от этого утомилась и отдала деточку таки в школу. И до 8 класса его школьное образование выглядело так: полгода он "учится" в школе, я периодически на это смотрю и ужасаюсь всё разрастающимся провалам в знаниях и понимании, при этом ребенок не видит солнца, каждый день по 6-7-8 уроков, утомление есть, прогресса нет. Далее примерно в середине января я иду в школу, говорю - а давайте мы как-нибудь сами, переводим ребёнка на с/о, договариваемся с репетиторами, в конце учебного года виден свет и понимание, ребёнок ок, но совершенно не ок я. Потому что ребенок на с/о - это тяжко. С сентября на новый круг.
С 8 класса мы нашли прекрасную школу, но за много_денег. Вот там и ребёнку нравилось, и учили хорошо, и вообще всё было супер. Ну, кроме денег и того, что до неё нужно было ехать час. Но это было то, что было жаль терять при переезде. Впрочем, в прошлом году её убили насмерть, так что теперь не жалко.
В общем, я это всё к тому, что, с большой вероятностью, говоря слово "школа" ты и твой собеседник имеете ввиду совершенно разные вещи.
Кстати, здесь, в чг, понаехавшие русы любят порассказать, какое плохое в Черногории образование, и как деточкам лучше оставаться в РФ системе.
Но вот что вижу я: оба ребёнка у меня сейчас учатся в государственных чг школах, и да, периодически трясут снобизмом и "это всё я давно уже знаю". Но. У старшего, внезапно, несмотря на "плохое образование" отросла собственная мотивация учиться, узнавать новое, и вместо того, чтобы после школы лежать тряпочкой, он ещё и работу себе нашел, в качалку ходит, потихоньку осваивает программирование и периодически шляется по стране автостопом. Ну, короче, нормальный юноша вместо невротичной тряпочки с вечным недосыпом и чорными кругами под глазами.
Младшая говорит "ах мне там скучно, я всё знаю лучше всех" (это, кстати, правда, но в русской школе было бы так же, только ещё и на привычном языке, тут хоть какие-то интеллектуальные усилия ей приходится прикладывать)
Но при всем этом "скучно" - она в школу хочет и стремится, возможности прогулять не радуется и расстраивается, если заболевает.
Так что, имхо, со своей первичной задачей - научить учиться, чг школа справляется куда лучше рф.”
Оппонент во многом прав. Особенно в плане того, что средне-школьное образование 80-х и 90-х годов сравнивать нельзя, от слова совсем.
80-е были последним издыханием НТР. Уже становилось ясно, что холодная война проиграна, но ещё были созданные для неё (и в ней) кадры - включая школьных учителей.
Сразу скажу: холивар расчёт качества образования в СССР - сразу нахрен, пожалуйста. Тут о другом.
Жил-был биполярный мир: условные восток и запад. Баланс сил держался на вооружённом до зубов нейтралитете - той самой “холодной войне”.
То есть, обеим сторонам было понятно, что технологии - первичны. А их двигать могут только образованные люди. А без качественного как среднего, так и начального образования, высшее, особенно техническое - это нонсенс.
Потом “второй мир” приказал долго жить. Ну, многие радовались ещё, помните?
И качественное образование для большинства ВНЕЗАПНО стало лишним. Даже вредным.
Последствия чего и наблюдаем - причём это явление транснациональное, увы и ах.
Теперь к вышеприведённым комментариям.
Всё зависит от того, какая задача стоит перед школой. А это зависит, прежде всего, от того, кто её (задачу) ставит.
1. В случае гос.школ, это государство.
2. В случае больших частных школ, это инвесторы.
3. Мелких и средних - активные родители. Ну, и предельный случай мелочи - домашнее образование, тут всё ясно: конкретные родители (выносить в отдельный пункт смысла нет).
Первый вариант рассматривать бессмысленно, причём независимо от страны. Это та самая вышеприведённая “камера для хранения детей, чтоб по улицам не шатались”. В смысле, сейчас, в мире свёрнутой НТР. Минимум объективно-полезных знаний, зато гос.идеологии - через край, местами - повесточка, местами - наоборот, протестантизм какой-нибудь, или прочая средневековщина - не суть. Главное: человеческому детёнышу в таком месте делать нечего. Точка.
Третий вариант это, строго говоря, не школа. Это семейное (макросемейное) образование, устроенное согласно мнениям семьи или доминирующих семей (да-да, привет мезолит - с тех пор в глубинной психологии человека мало что изменилось, и в исторически-соразмерный период времени не изменится: где несколько веков, в где 250+ тыс лет человечеству). Тут разбирать особо нечего - это семейно-специфические дела.
А вот второй вариант - чертовски интересен. Не могу сказать, что у меня тут есть какая-то серьёзная “сумма наблюдений”, но живу давно, примеров наблюдал штук 30 (в некоторых немного участвовал), так что основные типы “больших” школ выделить, пожалуй, можно.
Внимание, вопрос: ВАМ будет интересен такой разбор? Если да: прошу в комменты с мнениями, уточнениями и вопросами. В понедельник приступим.
Спасибо!
К этому
https://earlyhawk.livejournal.com/3154574.html и, частично,
https://caurug.livejournal.com/341228.html