Часть 9. В поисках Смерти. Окончание
В году 280-ом Временного Управления Прокси по имени Эрго покидает город Ромдо в глубоком отчаянии, устав ждать отложенного, но неизбежного конца. Тяготясь своим существованием, но не в силах убить себя, он спешит в купол Москва, где живет Вестница, в чьем ведении окончательные и необратимые метаморфозы. Там, в Москве, в первый день октября засыпает смертным сном Эрго Прокси и появляется Винсент Лоу. А через 4 года, весной, в Ромдо рождается девочка.
Она появляется в семье самого высокопоставленного чиновника Ромдо, чтобы вложенные в её воспитание и образование усилия выглядели для горожан естественными. Её родители, если они когда-то вообще существовали, исчезают бесследно, но это и не важно, поскольку девочка - такое же дитя искусственной матки, как и все остальные люди под куполом. Но есть у нее два существенных отличия: во-первых, она не вполне человек, а во-вторых, у нее с самого рождения есть то, чем мало кто из живущих может похвастаться - цель.
Откуда взялся генетический материал Монады, использованный для создания Рил, ясно не до конца. Гарантировано он мог попасть в Ромдо при захвате 13-ой Прокси, после которого город захлестнула волна иммигрантов, но когда иммиграция имела место? Худе, рассматривая второсортный паспорт Винсента (s04), комментирует: «Иммигрантский район. Так ничего и не изменилось», а он сбежал из купола, преследуемой за кражу солдатика так давно, что его руки с тех пор успели покрыться старческим пигментом. Здание Бюро Иммиграции, куда инспектор Мейер направляется по следам когито (s01), давно заброшено. Жизнь в куполе идет размерено, пришельцы интегрированы в общество, хоть и на незавидных ролях, загадочные обстоятельства падения Москвы тоже никто не вспоминает.
Сумятицу в стройный ряд фактов, как обычно, вносит нестареющий Винсент, который на момент начала событий только 998 дней находится под надзором городских властей и в недалеком прошлом получил работу через собеседование с Рил во временном эмиграционном районе FG (s11). Но все мы помним, как у Винса с чувством времени и связностью памяти, так что его воспоминаниям безоговорочно верить будет неправильно. Однако похоже, кто-то влиятельный постоянно отводит от бедолаги угрозу разоблачения, перебрасывая из одного временного дистрикта в другой и устраняя противоречия в базах данных.
Не принимая в расчет Лоу, вполне похоже, что операция в Москве завершена много лет назад (примерно 280 - 284 AI), память о ней поблекла, и только высокопоставленные граждане типа Дедала и Рауля знают о самом факте вторжения. Но даже они пока не догадываются, что Москва была разрушена только для того, чтобы родилась Рил.
При появлении на свет младенцу присваивается ID Re-l124C41+ (Real one to foresee for Оne), в котором
кодировано предназначенное Рил будущее. Монада усыпила Эрго, Рил Мейер была сотворена по её образу и подобию, чтобы разбудить его. Она должна была олицетворять для Эрго Прокси колючую и сложную жизнь, что он променял на однообразный и скучный сон. Полюбив и выбрав её, он должен будет выбрать сторону каждого человека в оставленном Создателями мире и, в конечном итоге, сделать то, что необходимо.
To foresee for Оne недвусмысленно намекает на связь Рил с Первым Прокси и на те качества, которые в ней будут пестоваться всю жизнь. Рил для Первого - человек, каким он должен быть - активный, агрессивный, не признающий авторитеты и жаждущий истины. Чтобы всё получилось, Рил должна быть не просто красивой куклой, которую Винсент будут вожделеть из-за схожести со старой подружкой, она должна быть очень особенной личность в очень особенных обстоятельствах. Она должна быть достаточно умна, чтобы разгадать ребус своего творца и войти на верхний этаж башни Ромдо и достаточно своенравна, чтобы послать к черту его предостережения и поступить так, как считает нужным.
Советники о Рил (s03):
Лакан:Она слишком непредсказуема. И правда, уж больно кого-то на понимает (уж не Монаду ли?) <…> Все-таки нам не следовало оставлять её в Бюро Информации.
Деррида: Нет, даже с точки зрения обучения это было хорошее решение. Благодаря этому она достигла высшего уровня восприимчивости среди граждан. Это потрясающий результат. Но с недавних пор её действия доставляют слишком много проблем.
Для укрепления характера и развития любознательности Рил в очень молодом возрасте определяют в местную разведку, дают боевые навыки, дробовик, карьерные устремления и относительную свободу действий представительницы привилегированных классов. Педагогика приносит плоды, Рил задает всё больше вопросов, все больше переступает за грань дозволенного, все больше допекая Совет и все больше ощущая свою чуждость городу:
Рил (глядя на Винса) (s01): И это лицо образцового гражданина. Лицо человека, стремящегося в этот город. Лицо без эмоций. Но, возможно, стоя так и смотря на них свысока, я сама становлюсь лишним фактором.
Но пока еще сомнения Рил - лишь праздные мысли от скуки. Ромдо живет в своем размеренном ритме до зимы 303-ого года: Винс в Бюро Контроля за авторэйвами отстреливает зараженных, Рил в Бюро Информации ищет источник распространения когито (и ведь найдет в 22-ой медитации, что характерно). И вместо роуд-муви из Ergo Proxy мог получится отличный урбанистический ромком, но Первый Прокси слышит Сердцебиение Начала и действует.
Винсент Лоу замирает над тарелкой с хлопьями. На молочную поверхность последовательно всплывают буквы, образуя слово «ПРОБУЖДЕНИЕ». Такое маловероятно в реальности, следовательно, остается предположить, что это иллюзия в голове Винсента. А где непрошенные наваждения, там внешнее влияние Прокси. Сегодня Винс впервые за 24 года перекинется в Эрго. Монада, Посланница Смерти, рвет свои оковы как бумагу, преодолевает действия транквилизатора. Отчего-то все меры безопасности не могут её сдержать, хотя много лет справлялись, а тот, кто способен её остановить ничего не предпринимает. Рил Мейр видит надпись «ПРОБУЖЕНИЕ» на зеркале, и жизнь её меняется навсегда.
Пробуждение Рил ловко замаскировано, вокруг него много мишуры и отвлекающих маневров. Рил идет в душ и дает всем фансервиса, Винсент маячит неподалеку, Игги видит его мопед и резко разворачивает машину, через секунду Эрго с Монадой входят через потолок, Рил в белье, Прокси дерутся, все при деле. Постфактум Бюро Безопасности настойчиво выставляет Винса как персонального сталкера невинной девы, и нас всем ходом событий пытаются убедить, что слово «ПРОБУЖДЕНИЕ» на зеркале предназначалось для Винса, а может и вовсе его рук дело.
Но если спокойно разобраться в последовательности событий и поведении участников, версия Бюро Безопасности трещит по швам. Винс ну совершенно случайно получает наряд на проверку авторэйва непосредственно от Начальники Бюро Петро Селлера, и тот настаивает, чтобы Винсент занялся этим именно сегодня, причем речь не о доме Крида, заявку оттуда Винс получил еще раньше. Адрес он узнает в последний момент по телефону от своего антуража Дороти на крыльце Рауля. Это он и твердит следователям Бюро, но те говорят, что «подтверждение невозможно». Заявку он не выдумал, разговор с Селлером слышит Рил, размышляя о лице образцового гражданина, значит база данных была просто кем-то почищена.
С Игги еще интереснее. Он разворачивается не из-за Винсента, а потому, что замечает блокнот хозяйки, забытый на заднем сидении. Но не приезжает совсем, хотя следует за Винсом с интервалом минуты в две. Пробок в Ромдо нет, и единственная возможная причина неявки Игги - прямой приказ Совета. А Совет, кстати, в этот день очень хочет с Рил пообщаться, но у нее то одно, то другое.
Монада следит за Рил с самого Бюро Миграции, 42 человека убила без колебаний, но Рил не трогает и, надо полгать, в замешательстве из-за их очевидного сходства. Прокси выжидает, наблюдая за Мейер и антуражем через вентиляционную решетку, а затем следует за ней и прячется в соседнем доме, попутно уничтожая находящегося там автойлева. И кто-то об этом осведомлен, так как оперативно наряд туда получает Винсент. Иными путями Вестница Смерти к жилищу Рил попасть не может: четко обозначена точка, где была Прокси, когда инспектор поехала домой.
Дальше все происходит очень быстро. Винс вбегает в дом с оружием наголо, видит сломанного авторейва, встречает за кадром Монаду и инстинктивно принимает форму Эрго. Опять же, больше им встретится негде, события крайне сжаты во времени.
Перед эпизодом в ванной диспозиция такова: Лоу еще только паркует мопед, сама Рил в апартаментах одна какое-то время до принятия душа, Монада засела в соседнем здании, и писать на зеркале решительно некому. То есть либо кто-то прокрался в квартиру заранее, либо зеркало Рил ведет себя также как хлопья Винса, и надпись существует скорее у нее в голове, чем в объективной действительности. Но природа надписи не существенна. Важны две вещи. Первая: личность автора не вызывает сомнений, так как надпись на зеркале сделана тем же подчерком, что и слово «ПРОБУЖДЕНИЕ» в Москве. Вторая: слово действует на Рил абсолютно сокрушительно психологически, служа маркером мощного ментального воздействия.
Рил вообще-то девица не из пугливых и оперативник не последний: Монаду при первой встрече не убоялась, от авторэйвов в съехавшем с катушек Ромдо два дня отстреливалась, под навалившимся на неё в трюме Винсом хладнокровие не утратила и т.д. Но в сцене в ванной она просто-таки склонная к обморокам кисейная барышня из-за глубочайшего шока, в котором пребывает. Причем шок этот вызван не Эрго, тот его только усугубил, потрясение спровоцировала именно надпись и касание разума Первого. И именно с этого момента Рил не знает покоя:
Рил - Дедалу (s07): Честно говоря, не знаю, почему меня это так заворожило.
Д: Судьбоносная встреча?
Р (вспоминая сцену в ванной): Это не совсем так. В тот раз… что-то изменилось. До сих пор я жила и не искала ответы на вопросы. Делала только то, что мне говорили.
Мы обещали вам прямые параллели в судьбе пары «Монада - Рил», но до этого ограничивались их параллельными функциями в сюжете, но так вот прямые тождества. Рил была пробуждена тотчас вслед за Монадой, как только для этого появились условия. Со схватки Монады и Рил в Миграционном Бюро, по большому счету, начинается развитие всей истории. Не столкнись они тогда, не было бы встречи Винса и двух дам его сердца в ванной, и всё бы не завертелось, а встреча эта, как мы, надеемся, показали, весьма тщательного готовилась сторонними силами.
Монада и Рил видят Эрго впервые одновременно, и обе в огромном шоке. Рил падает в обморок, а Монаду явно трясет, и когда Рил теряет сознание, Прокси тут же ретируется. Полагаем, это объясняется тем, что своего старого знакомого в маске Шута она еще ни разу не видела. По её мнению, Эрго должен быть накрепко запечатан в Винсе, а стоящий перед ней до ужаса похож на другого Прокси, от которого ей следует бежать далеко и долго.Как Монада, так и Рил переживают свое личное перерождение. Посланница Смерти была убита Эрго в рамках самообороны и регенерирована Дедалом как Рил-2. Мейер получила фатальный удар в грудь от зараженного авторэйва (s07). Рана, очевидно, была очень серьезна и близка к смертельной, но Рил выживает, на её коже не остается даже шрама, однако свидетельство о смерти тот же Дедал визирует. В следующий раз мы видим её в символичной сцене на кладбище купола Арк. Можно сказать, что её смерть тоже больше символическая нежели физическая, она окончательно умирает как благонадежный член общества и становится на путь странствий. Но не только.
Может статься, что девушка вполне по-настоящему умерла на полу медицинского отсека, не зря её исцеление осталось за кадром. Но при участии доктора Юмено и по приказу Совета ей на тот момент уже были введены амрита-клетки, позволившие справится с инфекцией, проникшей в её тело при повреждении скафандра. С тех пор скафандр Рил не нужен вообще, инфекции она не боится, переживает падение с третьего этажа без единого ушиба и утопление в озере без особых последствий. Складывается впечатление, что человек, стоящий на кладбище в тумане с кулоном XIII уже не совсем смертен, да и не совсем человек, если уж на то пошло.
Но, чтобы переродиться окончательно, Рил Мейер необходимо отбросить сомнения. И она делает это с поддержкой Монады во снах среди цветущих полей, где героини этой части встречаются снова. Неокрепшая новорождённая Вестница Смерти остается верна своему Аркану, сподвигающему сделать последний шаг в необратимому, и её клетки находятся в Рил, укрепляя их связь. Монада еще молода, слаба и не опытна, поэтому внучке Администратора достается самый простой и незамысловатый сон в аниме.
Частица Прокси в Рил проявляется еще раз при посещении оставленного купола Москва. В комнате управления городом девушка садится на место Монады и к ней приходит воспоминание из чужого прошлого. Она очень отчётливо представляет штурм тронного зала так, будто присутствовала при нем самолично. Ну или Рил практически Бэтмен Шерлок, величайший в мире детектив, и воспроизводит событие, изначальный интерьер, оригинальный цвет стен и орнамент на воротах, лишь мельком взглянув на них.
Рил Мейер и Монада (Real-1 и Real-2, если угодно) представляют собой 2 варианта будущего, 2 реальности, 2 способа закончить Проект Прокси. Судьба сводит их несколько раз: они начинают историю своим Пробуждением, сталкиваются после Перерождения и встречаются в Конце, когда Винсенту предстоит сделать последний выбор:
Монада Прокси - Рил Мейер (s22): Ты… Приятно познакомиться, другая я.
Р: Кто ты?
М: Я? Я же Рил Мейер. (…) Не печалься. Ты позволила мне увидеть Винсента, того, кого помнила Монада.(…) Ему не нужно больше страдать. Я хочу спасти его от Агонии Творца. (…)
Дедал (входя): Не говори ей больше, чем нужно.
Обе девушки вполне четко обозначают Эрго альтернативы, правда Рил подначивает и направляет Первый, что и понятно, внучка Администратора все-таки более человек, чем Прокси, и не может жить с опорой на одну идею.
1. Прокси One - Рил (s23): Оставь свои бесполезные попытки. Даже если ты бросишь вызов судьбе и будешь жить с этим, ты не станешь победителем.
Р: Если и так, я не убегу от сложившейся истины. Даже если от этого будет только хуже. Я сделаю то, что должна. Обещай, что вернешься ко мне, Винсент.
2. Монада - Винсенту(s22): Не страдай больше. Приди ко мне, Винсент. Я освобожу тебя от твоей боли.
Монада - Эрго (s23): Прекратите. Роль Прокси закончена! Тебе не нужно спасть этот мир. <…> Разве ты не понимаешь? Ты не сможешь сделать это. <…> Достаточно. Все кончено. Я больше не хочу видеть страдания.
Кульминация. Рил стоит у шлюза, выхода из купола, готовая покинуть колыбель человечества. Монада висит в небесах, готовая отдаться солнечному свету. Эрго Прокси настала пора определиться.
Далее. Часть последняя «Волшебник и Дурак»