Ви́шну (
санскр. विष्णु, viṣṇu
IAST - «проникающий во всё»,
[1] «всеобъемлющий»
[1]) - верховный
Бог в
вайшнавской традиции
индуизма.
[1] Наряду с
Брахмой и
Шивой является одним из богов
Тримурти (
пуранической триады божеств), где выполняет функции охранителя мироздания.
[1][2][3] В различных
направлениях индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его
аватар, самыми популярными из которых считаются
Кришна и
Рама.
[4] Последователи традиции
смарта почитают Вишну как одну из
пяти основных форм Бога.
[5]В «
Ригведе» Вишну выступает как второстепенное божество, соратник
Индры в битвах с
асурами[6]. Как всевышний Бог Вишну упоминается в ряде
текстов индуизма, в частности в «Тайттирия-самхите» 5.5.1 «
Яджурведы»
[7][8] и в «
Бхагавад-гите» 10.12, 11.3, 13.27 и «
Вишну-сахасранаме», где он описывается как
Парабрахман (Высший Брахман),
Параматма (Высший Атман),
Парамешвара (Высший Ишвара), как всепроникающая сущность; как сознающий прошлое, настоящее и будущее; творец и разрушитель мироздания; тот, кто поддерживает жизнь во Вселенной и управляет ей; тот, из кого исходят все материальные и духовные элементы.
Обителью Вишну является
Вайкунтха, его супругой -
Лакшми; творение, поддержание и разрушение бесчисленных миров - это его божественная игра (
лила). Основные функции Вишну - поддержание дхармы и разрушение зла. С целью наказать злодеев и защитить добродетельных людей Вишну периодически нисходит в этот мир в виде
аватар. В
Пуранах содержится описание
десяти основных аватар Вишну, девять из которых ранее уже явились на Земле и выполнили свою миссию, а последняя,
десятая аватара Калки, должна низойти в самом конце
Кали-юги.
[9]В
индуистской иконографии Вишну обычно изображается в четырёхрукой человеческой форме, с кожей синего,
[1] голубого или чёрного
[1] цвета, в жёлтых одеждах,
[1] возлежащим на гигантском многоголовом змее
Шешав водах
Причинного океана.
[10] В своих четырёх руках н держит четыре
атрибута:
[11] цветок лотоса,
булаву,
раковину и
чакру.
В традиционном толковании имя Вишну связывается с глаголом viś (проникать) - «Всепроникающий».
[12] Некоторые исследователи высказывают предположение относительно его неиндоевропейского происхождения, указывая на то, что среди характеристик Вишну присутствуют аборигенные черты.
[12] Один из ранних комментаторов
Вед,
Яска, в своём труде «
Нирукта» дал определение Вишну как вишну вишатех; «тот кто проникает везде», и яд вишито бхавати тад вишнурбхавати; «Вишну - это тот, кто свободен от оков и ничем не связан».
Шанкара в своём комментарии к «Вишну-сахасранаме» приводит производное от этого корня, со значением «присутствие везде» («Так как Он пронизывает всё, вевести, его называют Вишну»). Шанкара также утверждает (относительно «
Вишну-пураны» 3.1.45): «Могущество Верховного Существа пронизывает всю Вселенную».
Свами Чинмаянанда в своём переводе «Вишну-сахасранамы» более подробно объясняет значение этого текста. Он пишет, что корень виш означает «войти» и что Вишну присутствует во всём сущем и во всех живых существах.
[13]Известные исследователи
Жорж Дюмезиль и
Манфред Майрхофер считают, что слово «Вишну» восходит к индоиранскому *višnu, иранским аналогом которого является
авестийский Рашну - судья загробного мира
[14][15].
Вишну в священных текстах индуизма
Судя по всему, образ Вишну восходит ещё к
индоиранским временам (ср.
Рашну). Новейшие исследования выявили ещё более глубинные его корни - были обнаружены параллели между ведийским Вишну-Уругаей («Широко шагающим») и древнегреческим мифическим гонцом
Эврибатом, персонажем «
Илиады» и «
Одиссеи»
[16].
В Ведах
Печать
IV -
VI веков с изображением Вишну и поклоняющегося ему. Надпись на
бактрийском языке гласит: «
Михира, Вишну (слева) и
Шива».
Вишну упоминается 93 раза в «Ригведе», часто вместе с другими божествами, в особенности с
Индрой, которому он помогает убить
Вритру, и с которым он пьёт
сому. Связь Вишну с Индрой нашла отражение в таких его именах, как
Индрануджа и
Упендра, которые указывают на Вишну как на брата Индры. Вишну называют Упендрой потому, что он в своём воплощении
Ваманы появился в семье матери Индры
Адити. В Ведах Вишну часто ассоциируется со светом, с Солнцем и его движением. Одним из деяний Вишну, описанных в «Ригведе», являются произведённые им три шага, которыми он покрыл всю Вселенную. В «Вишну-сукте» «Ригведы» (I.154) говорится, что первый и второй шаги Вишну (которыми он покрыл землю и небо) находились в поле зрения людей, а его третий шаг ушёл на вершину небес, в место, которое в гимне I.22.20 описывается как его высшая обитель.
В гимнах I.22.17, I.154.3, I.154.4 Вишну пересекает землю тремя шагами, в гимнах VI.49.13, VII.100.3 - переходит землю три раза, а в I.154.1, I.155.5, VII.29.7 - идёт в вертикальном направлении, делая свой третий и последний шаг на небесах. В «Ригведе» также говорится, что Вишну, широко шагнув, создал пространство в космосе для того, чтобы Индра сразился с Вритрой. Также говорится, что своими шагами он создал пространство для обитания людей, а число «три» символизирует его природу, включающую в себя всё сущее. Этой всеобъемлющей природе и благожелательности к людям суждено было остаться постоянными атрибутами Вишну. Сделавший три шага, Вишну известен под именем
Тривикрама, а так как произведённые им шаги были очень широкими, его называют
Урукрама.
В некоторых гимнах «Ригведы», Индра ищет помощь Вишну в сражении с Вритрой. Это может указывать на то, что у Индры не было достаточно сил, чтобы справится с Вритрой в одиночку.
[17] Согласно традиционному толкованию вайшнавов, в Ведах содержится ряд упоминаний о Вишну как о Верховном Боге. В качестве примера часто приводятся следующие ведийские гимны:
«
Ригведа» (7.99.1-7 и 7.100.1-7)
«
Пуруша-сукта» «Тайттирия-араньяки» (3.13.2) также называет господина
Хари и
Лакшми (Вишну)
Пурушей, или Верховным Богом.
«Вишвакарма-сукта» «Ригведы» (10.82) описывает Вишну как
Падманабху (тот, из чьего пупка появился цветок лотоса с Брахмой, сотворившим Вселенную)
В гимне 10.082.06 говорится о Вишну как нерождённом:
Это его восприняли воды как первый зародыш,
(Там,) где сошлись вместе все боги.
На пупе Нерожденного укреплено Нечто,
На котором находятся все существа.
Согласно одному из переводов гимна 1.22.20 «Ригведы»,
[18] в нём говорится о высшей обители Вишну.
[19] Принцы узрели / эту высочайшую обитель Вишну / Подобную глазу в небесах. (перевод на английский Ральфа Гриффита)
[20] В предисловии к переводу «Вишну-сахасранамы» П. Шанкаранараяны цитируется «Ригведа» V.I.15b.3, где говорится о важности повторения имени Вишну,
О ты, кто желает осознать Абсолютную Истину, произнеси имя Вишну хотя бы один раз с твёрдой верой и это позволит тебе осознать её.
В Брахманах
Четырёхрукий Вишну, династия
Пандья,
VIII -
IX векаВ
Брахманах содержится ряд упоминаний о Вишну как о Всевышнем. В «
Айтарея-брахмане» 1.1 утверждается, что
Агни является самым низшим и младшим из богов, а Вишну - самым величайшим и старейшим.
[21] В «
Шатапатха-брахмане» 14.1.1 аналогично утверждается о верховенстве Вишну и запечатлены обращения к нему как к «Яджнапати» или тому, для чьего удовлетворения совершаются все жертвоприношения. Даже когда жертвоприношения совершаются для девов, в конечном счёте они предназначаются именно для удовлетворения Вишну и именно Вишну раздаёт соответствующие плоды
яджны[22]. Однажды демон силой похитил группу риши и заставил их провести яджну для уничтожения Индры. Но риши, которые были поклонниками Индры, неправильно произносили одну из ведийских мантр и как следствие этого результат яджны оказался прямо противоположным. Когда после завершения жертвоприношения демон оказался на пороге смерти, он начал призывать на помощь Вишну, обращаясь к нему как к Верховному Богу, отцу всех живых существ.
В Упанишадах
Упанишады представляют собой философские комментарии к Ведам. В «
Катха-упанишаде», «
Гопала-тапани-упанишаде», «
Брихадараньяке-упанишаде» и ряде других Упанишад говорится о положении Вишну как Верховного Божества. В «Катха-упанишаде» утверждается следующее:
Тот, у кого нет понимания, кто неразумен и всегда нечист, никогда не достигает того места, а попадает в круговорот рождений. Но понимающий и разумный, тот, кто всегда чист, на самом деле достигает того места и больше не рождается. Однако тот, кто понимает своего возничего (разум), и держит вожжи своего ума, достигает конечной цели своего путешествия, которой является высочайшая обитель Вишну.
В «Махабхарате» (и «Бхагавад-гите»)
Кришна, аватара Вишну, являет свою Вишварупу (Вселенскую форму)
Арджуне на поле битвы
Курукшетра.
В «
Махабхарате»(1.1.20)
[23] Вишну (Хари) называется «желанным, безупречным и чистым властителем чувств, наставником всего движущегося и неподвижного» и отождествляется с Ишаной (
Шивой) и
Брахмой.
В «
Бхагавад-гите»,
Кришна, которого большинство индуистов почитают как аватару Вишну, объясняет своему другу и ученику
Арджуне природу Верховного Существа и различные процессы
йоги.
[24][25]В вайшнавских текстах смрити
«
Вишну-смрити» представляют собой одну из последних книг «
Дхармашастр» и единственную «Дхарма-шастру», в которой прямо не обсуждаются средства познания
дхармы, а основное внимание уделяется методу бхакти и необходимости совершения
пуджи для Вишну. Текст «Вишну-смрити» также известен тем, как в нём представлен полемичный вопрос совершения обряда
сати (сожжение вдовы на погребальном костре её мужа).
[26] Хотя авторство текста традиция приписывает мудрецу по имени Вишну, по мнению ряда учёных, текст был составлен группой авторов уже после его смерти. Это произошло в период, когда до этого передававшееся устно знание стало формально записываться. Авторы собрали в одну книгу коллекцию практически всех известных в то время правовых норм, приписав авторство мудрецу Вишну.
[27]Богословские атрибуты
Вишну и
Лакшми верхом на
Гаруде.
Раджастхан, около
1730 года.
Вишну принимает форму всё в себя включающего божества, известного под именем
Пуруша или Махапуруша,
Параматма (Сверхдуша), или
Шеша, в котором покоятся все живые существа. Вишну - это
Бхагаван, что в переводе с санскрита означает «обладающий всеми достояниями».
[28] Говорится, что Вишну обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых
Свами Тапасьянанда выделяет шесть основных:
джнана (знание),
айшварья (богатство),
шакти (могущество),
бала (сила),
вирья (мужество) и
теджас (великолепие). Определение шести основных достояний Вишну также даёт в «Вишну-пуране» (6.5.79) мудрец
Парашара.
[29][30] Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это
гамбхирья (неописуемое величие),
аударья (щедрость) и
карунья (сострадание).
Три формы Вишну в гаудия-вайшнавизме
В тексте «Сатвата-тантра» описываются три различные формы, или ипостаси Вишну:
Маха-Вишну,
Гарбходакашайи Вишну и
Кширодакашайи Вишну. Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей. В
гаудия-вайшнавизме (направлении
вайшнавизма, в котором
Кришна почитается как
верховная ипостась Бога), эти три формы Вишну рассматриваются как полные экспансии Кришны, которые тот принимает с целью сотворения и поддержания материального мира. Первая из этих экспансий, Маха-Вишну, создаёт всю совокупность материальной энергии, известной как
махат-таттва. Вторая экспансия, Гарбходакашайи Вишну, входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них. Третья ипостась, Кширодакашайи Вишну, распространяет себя как вездесущая
Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной. Говорится, что человек, осознавший эти три формы Вишну, достигает
мокши.
[31]Пять форм Вишну в шри-вайшнавизме
В другой школе вайшнавизма,
шри-вайшнавизме, Вишну описывается как имеющий пять основных ипостасей:
Пара - считается высочайшей ипостасью Вишну, в которой тот обитает в своей вечной обители
Вайкунтхе вместе со своей супругой
Лакшми и её
аватарами (такими как Бхума-деви и Нила-деви). Там Вишну окружают бесчисленное множество освобождённых душ, а также божественный змей
Ананта-шеша и
Гаруда.
Вьюха - в этой своей ипостаси Вишну принимает четыре различные формы, которые выполняют различные космические функции и управляют деятельностью живых существ.
Вибхава - в этой своей ипостаси, Вишну периодически распространяет себя в различные формы, называемые вибхава, которые более известны как
аватары. Целью аватар является защита праведников, наказание нечестивых людей и установление принципов
дхармы во Вселенной.
Антарьями или Сукшма-Васудева - ипостась Вишну, в которой тот пребывает в душах всех живых существ и в каждом атоме Вселенной.
[32]Арчаватара - проявление Вишну как
божества в храмах. В этой своей ипостаси Вишну даёт возможность своим преданным с лёгкостью приблизится к себе. Божества могут быть:
Самопроявленными (
Сваямбху). Примером может служить
храм Вишну в Тирунелли,
храм Шри Ранганатхасвами в Шрирангам,
храм Тирумалы Венкатешвары и др.
Устанновленными
девами. Примером может служить
храм Кришны в Гуруваюре, где божество было установлено богом
Ваю;
Установленными людьми, согласно принципам, изложенным в вайшнавских шастрах
Агамах. Примером может служить божество
Джаганнатхи в
храме Джаганнатхи в Пури.
[33] Отсюда -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F8%ED%F3