Вишну

Nov 04, 2014 23:57


Ви́шну (санскр. विष्णु, viṣṇu IAST - «проникающий во всё»,[1] «всеобъемлющий»[1]) - верховный Бог в вайшнавской традиции индуизма.[1] Наряду с Брахмой и Шивой является одним из богов Тримурти (пуранической триады божеств), где выполняет функции охранителя мироздания.[1][2][3] В различных направлениях индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, самыми популярными из которых считаются Кришна и Рама.[4] Последователи традиции смарта почитают Вишну как одну из пяти основных форм Бога.[5]
В «Ригведе» Вишну выступает как второстепенное божество, соратник Индры в битвах с асурами[6]. Как всевышний Бог Вишну упоминается в ряде текстов индуизма, в частности в «Тайттирия-самхите» 5.5.1 «Яджурведы»[7][8] и в «Бхагавад-гите» 10.12, 11.3, 13.27 и «Вишну-сахасранаме», где он описывается как Парабрахман (Высший Брахман), Параматма (Высший Атман), Парамешвара (Высший Ишвара), как всепроникающая сущность; как сознающий прошлое, настоящее и будущее; творец и разрушитель мироздания; тот, кто поддерживает жизнь во Вселенной и управляет ей; тот, из кого исходят все материальные и духовные элементы.
Обителью Вишну является Вайкунтха, его супругой - Лакшми; творение, поддержание и разрушение бесчисленных миров - это его божественная игра (лила). Основные функции Вишну - поддержание дхармы и разрушение зла. С целью наказать злодеев и защитить добродетельных людей Вишну периодически нисходит в этот мир в виде аватар. В Пуранах содержится описание десяти основных аватар Вишну, девять из которых ранее уже явились на Земле и выполнили свою миссию, а последняя, десятая аватара Калки, должна низойти в самом конце Кали-юги.[9]
В индуистской иконографии Вишну обычно изображается в четырёхрукой человеческой форме, с кожей синего,[1] голубого или чёрного[1] цвета, в жёлтых одеждах,[1] возлежащим на гигантском многоголовом змее Шешав водах Причинного океана.[10] В своих четырёх руках н держит четыре атрибута:[11] цветок лотоса, булаву, раковину и чакру.
В традиционном толковании имя Вишну связывается с глаголом viś (проникать) - «Всепроникающий».[12] Некоторые исследователи высказывают предположение относительно его неиндоевропейского происхождения, указывая на то, что среди характеристик Вишну присутствуют аборигенные черты.[12] Один из ранних комментаторов Вед, Яска, в своём труде «Нирукта» дал определение Вишну как вишну вишатех; «тот кто проникает везде», и яд вишито бхавати тад вишнурбхавати; «Вишну - это тот, кто свободен от оков и ничем не связан».
Шанкара в своём комментарии к «Вишну-сахасранаме» приводит производное от этого корня, со значением «присутствие везде» («Так как Он пронизывает всё, вевести, его называют Вишну»). Шанкара также утверждает (относительно «Вишну-пураны» 3.1.45): «Могущество Верховного Существа пронизывает всю Вселенную». Свами Чинмаянанда в своём переводе «Вишну-сахасранамы» более подробно объясняет значение этого текста. Он пишет, что корень виш означает «войти» и что Вишну присутствует во всём сущем и во всех живых существах.[13]
Известные исследователи Жорж Дюмезиль и Манфред Майрхофер считают, что слово «Вишну» восходит к индоиранскому *višnu, иранским аналогом которого является авестийский Рашну - судья загробного мира[14][15].
Вишну в священных текстах индуизма
Судя по всему, образ Вишну восходит ещё к индоиранским временам (ср. Рашну). Новейшие исследования выявили ещё более глубинные его корни - были обнаружены параллели между ведийским Вишну-Уругаей («Широко шагающим») и древнегреческим мифическим гонцом Эврибатом, персонажем «Илиады» и «Одиссеи»[16].
В Ведах
Печать IV - VI веков с изображением Вишну и поклоняющегося ему. Надпись на бактрийском языке гласит: «Михира, Вишну (слева) и Шива».
Вишну упоминается 93 раза в «Ригведе», часто вместе с другими божествами, в особенности с Индрой, которому он помогает убить Вритру, и с которым он пьёт сому. Связь Вишну с Индрой нашла отражение в таких его именах, как Индрануджа и Упендра, которые указывают на Вишну как на брата Индры. Вишну называют Упендрой потому, что он в своём воплощении Ваманы появился в семье матери Индры Адити. В Ведах Вишну часто ассоциируется со светом, с Солнцем и его движением. Одним из деяний Вишну, описанных в «Ригведе», являются произведённые им три шага, которыми он покрыл всю Вселенную. В «Вишну-сукте» «Ригведы» (I.154) говорится, что первый и второй шаги Вишну (которыми он покрыл землю и небо) находились в поле зрения людей, а его третий шаг ушёл на вершину небес, в место, которое в гимне I.22.20 описывается как его высшая обитель.
В гимнах I.22.17, I.154.3, I.154.4 Вишну пересекает землю тремя шагами, в гимнах VI.49.13, VII.100.3 - переходит землю три раза, а в I.154.1, I.155.5, VII.29.7 - идёт в вертикальном направлении, делая свой третий и последний шаг на небесах. В «Ригведе» также говорится, что Вишну, широко шагнув, создал пространство в космосе для того, чтобы Индра сразился с Вритрой. Также говорится, что своими шагами он создал пространство для обитания людей, а число «три» символизирует его природу, включающую в себя всё сущее. Этой всеобъемлющей природе и благожелательности к людям суждено было остаться постоянными атрибутами Вишну. Сделавший три шага, Вишну известен под именем Тривикрама, а так как произведённые им шаги были очень широкими, его называют Урукрама.
В некоторых гимнах «Ригведы», Индра ищет помощь Вишну в сражении с Вритрой. Это может указывать на то, что у Индры не было достаточно сил, чтобы справится с Вритрой в одиночку.[17] Согласно традиционному толкованию вайшнавов, в Ведах содержится ряд упоминаний о Вишну как о Верховном Боге. В качестве примера часто приводятся следующие ведийские гимны:
«Ригведа» (7.99.1-7 и 7.100.1-7)
«Пуруша-сукта» «Тайттирия-араньяки» (3.13.2) также называет господина Хари и Лакшми (Вишну) Пурушей, или Верховным Богом.
«Вишвакарма-сукта» «Ригведы» (10.82) описывает Вишну как Падманабху (тот, из чьего пупка появился цветок лотоса с Брахмой, сотворившим Вселенную)
В гимне 10.082.06 говорится о Вишну как нерождённом:

Это его восприняли воды как первый зародыш,
(Там,) где сошлись вместе все боги.
На пупе Нерожденного укреплено Нечто,
На котором находятся все существа.

Согласно одному из переводов гимна 1.22.20 «Ригведы»,[18] в нём говорится о высшей обители Вишну.[19]

Принцы узрели / эту высочайшую обитель Вишну / Подобную глазу в небесах. (перевод на английский Ральфа Гриффита)[20]

В предисловии к переводу «Вишну-сахасранамы» П. Шанкаранараяны цитируется «Ригведа» V.I.15b.3, где говорится о важности повторения имени Вишну,

О ты, кто желает осознать Абсолютную Истину, произнеси имя Вишну хотя бы один раз с твёрдой верой и это позволит тебе осознать её.

В Брахманах
Четырёхрукий Вишну, династияПандья, VIII - IX века
В Брахманах содержится ряд упоминаний о Вишну как о Всевышнем. В «Айтарея-брахмане» 1.1 утверждается, что Агни является самым низшим и младшим из богов, а Вишну - самым величайшим и старейшим.[21] В «Шатапатха-брахмане» 14.1.1 аналогично утверждается о верховенстве Вишну и запечатлены обращения к нему как к «Яджнапати» или тому, для чьего удовлетворения совершаются все жертвоприношения. Даже когда жертвоприношения совершаются для девов, в конечном счёте они предназначаются именно для удовлетворения Вишну и именно Вишну раздаёт соответствующие плоды яджны[22]. Однажды демон силой похитил группу риши и заставил их провести яджну для уничтожения Индры. Но риши, которые были поклонниками Индры, неправильно произносили одну из ведийских мантр и как следствие этого результат яджны оказался прямо противоположным. Когда после завершения жертвоприношения демон оказался на пороге смерти, он начал призывать на помощь Вишну, обращаясь к нему как к Верховному Богу, отцу всех живых существ.
В Упанишадах
Упанишады представляют собой философские комментарии к Ведам. В «Катха-упанишаде», «Гопала-тапани-упанишаде», «Брихадараньяке-упанишаде» и ряде других Упанишад говорится о положении Вишну как Верховного Божества. В «Катха-упанишаде» утверждается следующее:

Тот, у кого нет понимания, кто неразумен и всегда нечист, никогда не достигает того места, а попадает в круговорот рождений. Но понимающий и разумный, тот, кто всегда чист, на самом деле достигает того места и больше не рождается. Однако тот, кто понимает своего возничего (разум), и держит вожжи своего ума, достигает конечной цели своего путешествия, которой является высочайшая обитель Вишну.

В «Махабхарате» (и «Бхагавад-гите»)
Кришна, аватара Вишну, являет свою Вишварупу (Вселенскую форму)Арджуне на поле битвы Курукшетра.
В «Махабхарате»(1.1.20)[23] Вишну (Хари) называется «желанным, безупречным и чистым властителем чувств, наставником всего движущегося и неподвижного» и отождествляется с Ишаной (Шивой) и Брахмой.
В «Бхагавад-гите», Кришна, которого большинство индуистов почитают как аватару Вишну, объясняет своему другу и ученику Арджуне природу Верховного Существа и различные процессы йоги.[24][25]
В вайшнавских текстах смрити
«Вишну-смрити» представляют собой одну из последних книг «Дхармашастр» и единственную «Дхарма-шастру», в которой прямо не обсуждаются средства познания дхармы, а основное внимание уделяется методу бхакти и необходимости совершения пуджи для Вишну. Текст «Вишну-смрити» также известен тем, как в нём представлен полемичный вопрос совершения обряда сати (сожжение вдовы на погребальном костре её мужа).[26] Хотя авторство текста традиция приписывает мудрецу по имени Вишну, по мнению ряда учёных, текст был составлен группой авторов уже после его смерти. Это произошло в период, когда до этого передававшееся устно знание стало формально записываться. Авторы собрали в одну книгу коллекцию практически всех известных в то время правовых норм, приписав авторство мудрецу Вишну.[27]
Богословские атрибуты
Вишну и Лакшми верхом наГаруде. Раджастхан, около 1730 года.
Вишну принимает форму всё в себя включающего божества, известного под именем Пуруша или Махапуруша, Параматма (Сверхдуша), или Шеша, в котором покоятся все живые существа. Вишну - это Бхагаван, что в переводе с санскрита означает «обладающий всеми достояниями».[28] Говорится, что Вишну обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых Свами Тапасьянанда выделяет шесть основных: джнана (знание), айшварья (богатство), шакти (могущество), бала (сила), вирья (мужество) и теджас (великолепие). Определение шести основных достояний Вишну также даёт в «Вишну-пуране» (6.5.79) мудрец Парашара.[29][30] Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это гамбхирья (неописуемое величие), аударья (щедрость) и карунья (сострадание).
Три формы Вишну в гаудия-вайшнавизме
В тексте «Сатвата-тантра» описываются три различные формы, или ипостаси Вишну: Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей. В гаудия-вайшнавизме (направлении вайшнавизма, в котором Кришна почитается как верховная ипостась Бога), эти три формы Вишну рассматриваются как полные экспансии Кришны, которые тот принимает с целью сотворения и поддержания материального мира. Первая из этих экспансий, Маха-Вишну, создаёт всю совокупность материальной энергии, известной как махат-таттва. Вторая экспансия, Гарбходакашайи Вишну, входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них. Третья ипостась, Кширодакашайи Вишну, распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной. Говорится, что человек, осознавший эти три формы Вишну, достигает мокши.[31]
Пять форм Вишну в шри-вайшнавизме
В другой школе вайшнавизма, шри-вайшнавизме, Вишну описывается как имеющий пять основных ипостасей:
Пара - считается высочайшей ипостасью Вишну, в которой тот обитает в своей вечной обители Вайкунтхе вместе со своей супругой Лакшми и её аватарами (такими как Бхума-деви и Нила-деви). Там Вишну окружают бесчисленное множество освобождённых душ, а также божественный змей Ананта-шеша и Гаруда.
Вьюха - в этой своей ипостаси Вишну принимает четыре различные формы, которые выполняют различные космические функции и управляют деятельностью живых существ.
Вибхава - в этой своей ипостаси, Вишну периодически распространяет себя в различные формы, называемые вибхава, которые более известны как аватары. Целью аватар является защита праведников, наказание нечестивых людей и установление принципов дхармы во Вселенной.
Антарьями или Сукшма-Васудева - ипостась Вишну, в которой тот пребывает в душах всех живых существ и в каждом атоме Вселенной.[32]
Арчаватара - проявление Вишну как божества в храмах. В этой своей ипостаси Вишну даёт возможность своим преданным с лёгкостью приблизится к себе. Божества могут быть:
Самопроявленными (Сваямбху). Примером может служить храм Вишну в Тирунелли, храм Шри Ранганатхасвами в Шрирангам, храм Тирумалы Венкатешвары и др.
Устанновленными девами. Примером может служить храм Кришны в Гуруваюре, где божество было установлено богом Ваю;
Установленными людьми, согласно принципам, изложенным в вайшнавских шастрах Агамах. Примером может служить божество Джаганнатхи в храме Джаганнатхи в Пури.[33]

Отсюда - https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F8%ED%F3

Воин света, Индуизм, Боги

Previous post Next post
Up