<<Читайте в конце концов уж Закат Европы Шпенглера и вразумитесь, что закаты цивилизаций наступают только тогда, когда пришлый народ более низкого уровня вытесняет носителей цивилизационных ценностей.>> - отсюда
Официальная наука была вынуждена признать, что в России литьё чугуна было широко развито ещё в 13 веке. В Европе в то же самое время технологию литья изделий из чугуна не знали. Там его научились лить только спустя 300 долгих лет...
Способность получать и использовать чугун свидетельствует о больших промышленных объёмах металлургического производства в России ещё за 400 лет до царствования Петра I.
Чтобы это понять, нужно немножко разобраться в самом процессе выплавки железа. Историки и археологи, видимо, не разбирались, иначе бы не стали легкомысленно трубить везде, что «кочевники татаро-монголы» принесли технологию литья чугуна в Россию. А то, что они широко пользовались чугунными литыми котлами и чугунными втулками в качестве подшипников для осей телег - археологический факт.
Я лично окончательно и безоговорочно понял, что никакого татаро-монгольского ига не было, лишь узнав об индустриальных металлургических достижениях этих, якобы скотоводов.
Итак, железо содержится в земле в большом количестве в виде окислов и других соединений. Фактически это красноватая земля или «руда», как наши предки называли кровь. Чтобы выделить это железо из руды, нужно его восстановить из соединений.
Сделать это очень просто. Нужно нагреть руду до температуры 1200…1300°С, тогда пустая порода и железо разделятся, так как они имеют разную температуру плавления. Только вот в обычном костре, даже в гигантском, этого сделать не удастся.
Начинаются индустриальные трудности. Во-первых, на дровах железо не выплавить - требуется более калорийное топливо. Древние металлурги научились получать древесный уголь. Это процесс хлопотный и грязный, но для металлургии совершенно необходимый. Правда, в некоторых районах, например в южной Сибири, с древности использовали каменный уголь, о чём писали ещё античные авторы, но так повезло не всем.
Этого мало, требуется ограничить объём горения топкой, чтобы всё тепло работало на расплав, а не «грело архангелов». Нужно усилить естественную тягу, для чего жерло сужали и поднимали на высоту от 1,5 до 2 м. Но и это ещё не всё. Необходимо ускорить окислительные процессы естественным или искусственным наддувом. Воздух обычно задували в зону горения мехами. Их так и назвали потому что это были, как правило, мешки сшитые из кожи.
Так строили горны. Они давали требуемую температуру. В раскалённой топке горна при 1300°С пустая порода плавилась превращаясь в жидкий шлак и спускалась через специальное сливное отверстие. Железо химически частично восстанавливалось в среде насыщенной углеродом от горения древесного угля, до состояния губчатой массы-«крицы». Такая температура не в состоянии восстановить и расплавить железо полностью.
Но это и то уже большое достижение, потому что полученную крицу многократным перековыванием, нагревая до температуры 800…900°С в горне, можно было освободить от неметаллических включений. Так получалось настоящее кричное железо. Оно было зачастую мягким как медь, расковывалось в листы и проволоку.
Наряду с описанным сыродутным способом в подобных горнах делали и тигельную плавку железа, что гораздо сложнее, но так получалась уже высококачественная сталь, которую пускали на калёные режущие кромки. Вот как описывает его П.И. Черноусов, кандидат технических наук, доцент Московского государственного института стали и сплавов:
«Тигельный способ производства железа (стали) в Древнем мире был распространён повсеместно. Тяготение европейской металлургии к сыродутной плавке железа наметилось лишь в последние столетия этой эпохи. В Азии тигельная плавка просуществовала в качестве основной металлургической технологии до конца XIX века, а в кустарном производстве применяется до сих пор. Расцвет тигельной металлургии высококачественной стали - так называемых вутца (вуца), дамаска или булата - приходится на V-XIII века. Известны многочисленные археологические находки остатков печей, фрагментов тиглей со шлаками и невосстановленными спеками, складов руд, древесного угля и флюсов этого периода. Исследования этих материалов, в т.ч. методами металлографии и «практической» археологии позволили достаточно точно воспроизвести технологию процесса. Опишем её в том виде, в котором она применялась в Средней Азии в IX-XII веках.
Для плавки применялись тигли цилиндрической формы высотой до 1,2 м, с внутренним диаметром до 12 см. Толщина стенок составляла от 2 до 4 см. Материалом для изготовления тиглей служила специальная смесь из песка и жаростойкой глины. Тигли изготавливались по «шаблону» - матерчатому чулку. Они могли выдерживать температуру до 1650°С. Сверху тигли закрывались полусферическими крышками с отверстиями в центральной части для выхода газов во время плавки. В состав шихты входили: железная руда, древесный уголь и флюсы, из которых наиболее часто использовался доломит. Все шихтовые материалы предварительно дробились до крупности лесного ореха и тщательно перемешивались. Шихту загружали в предварительно обожжённые тигли, которые помещались в горн и частично засыпались гравием для устойчивости и равномерного прогрева. Выступавшие над гравием части тиглей обкладывались древесным углём, камышом и кустарниковыми растениями, дававшими при горении высокую температуру.
По мере повышения температуры в тигле начинался процесс восстановления оксидов железа углеродом древесного угля, затем плавился шлак и, наконец, железо. Окончательный состав стали формировался в нижней части тигля в результате просачивания капель металла через слой ранее образовавшегося и более лёгкого шлака. Тигель оставался в горне после окончания процесса до полного остывания. Остывший слиток металла извлекали, разбивая тигель. Его масса редко превышала 2-3 кг, но этого количества было вполне достаточно для изготовления клинка или деталей доспехов. Секрет высокого качества тигельной стали заключался в длительном контакте сначала крицы, а позднее расплавленного металла с железистым шлаком. При этом из металла в шлак переходили наиболее вредные, с точки зрения качества металла, примеси: фосфор и сера.
Такая тигельная плавка, по данным археологов, существовала на Урале ещё 2 тысячи лет до н.э. Это потрясающе! Я работал с металлургами. Температурные режимы, флюсы, подготовка руды, огнеупорные составы - всё это они и сейчас делают. Поверьте, нынешняя металлургия не сложнее той древней, может быть только несколько удобнее.
Но чугуна так не сварить! Для этого температуру необходимо поднять, примерно, до 1500°С. А чтобы достичь такой температуры, необходимо увеличить размеры печи (в частности её высоту до 3 м) и мощность наддува. Это уже «домница». В ней можно получать как кричное железо при пониженной температуре, кричное железо и чугун совместно при температуре повыше, так и исключительно чугун, если раскочегарить её на полную катушку.
Очевидно в таких домницах и варили чугун знаменитые «татаро-монголы» (которые, как мы теперь знаем, были самыми что ни на есть русскими). На это указывает и само название - домница. Оно образовано от русского - дуть, дым, надменный, то есть надутый. Причём, здесь повышение температуры выполнено не с целью выплавки именно чугуна, а как средство увеличения производительности и повышения отдачи железа от руды.
Итак, первое - чугун это побочный продукт индустриализации в металлургии железа, а сметливые русские сталевары умудрились сделать и его полезным, научившись отливать из него всякие полезные вещи. Это большое достижение, ведь ковать чугун нельзя.
Второе - домницы, это массивные, долговременные, стационарные металлургические печи. Немыслимо, чтобы кочевники были создателями и носителями этой металлургии. Как можно со здоровенной печью кочевать?! А если предположить, что кочевники приехали в центральную Россию без печей, но в совершенстве знали, как это делается, то совершенно непонятно, зачем передавать новейшие металлургические технологии, якобы побеждённым и угнетаемым народам?
Третье - при работе с такими объёмами руды, угля, флюсов и многого другого, просто необходима определённая специализация. То есть, должны были обособиться такие профессии, как угольщик, рудокоп (тогда говорили ровщик), сталевар, кузнец, печник (профессионал по огнеупорным составам и конструкциям печей). Что, разве они все вместе похожи на кочевое племя? Скорее - это город мастеров с развитой специализацией.
Аркаим в Челябинской области. Здесь археологи нашли руины строений и улиц, а также остатки водопроводов, рудников и металлургических печей.Это не Англия, а южная Сибирь - сердце русской цивилизации. И это 13-й век, в то время как Европа приступила к широкому использованию чугуна лишь в 17 веке. Да ещё и археологи твердят, что технологию литья чугуна распространили в центральной части России «татаро-монголы». А они ведь и в Европу тогда же забрели. Быстренько там европейцев обучили чугунолитейному делу.
А раз это были не кочевники, а по всем данным, русские, то, значит, они и научили Европу лить чугун!
Ижевск
*****
Забытая цивилизация
Совсем недавно в средствах массовой информации замелькали сенсационные сообщения об обнаружении в Средней Азии некоей «новой, ранее неизвестной цивилизации». Поводом для сенсации стала совсем небольшая археологическая находка. В июне 2001 года во время раскопок неподалеку от Ашхабада, в местечке Анау, под древним административным зданием был обнаружен кусок блестящего черного камня с вырезанными на нем символами. Символы означали наличие тут письменности, а следовательно и довольно развитого сообщества.
Однако «новая» цивилизация оказалась вовсе не такой уж и новой.
«...когда журналисты утверждают, будто эта цивилизация обнаружена только сейчас, это неверно. Впервые ее следы обнаружил археолог-любитель генерал Комаров в 1885 году. В 1904 году его раскопки были продолжены американцем Помпелли и немцем Шмидтом... Далее раскопки были продолжены уже советскими археологами, но не там, где копал генерал Комаров, а в других местах - он, а затем Помпелли и Шмидт действовали не очень грамотно и изрядно попортили место раскопа. Пять лет назад на этом месте стала работать экспедиция американских археологов во главе с очень известным ученым Ламбертом-Карловски, с которым мы очень хорошо знакомы. В ее состав с самого начала входил и Гиберт, имя которого связывают с находкой камня с письменами, - молодой, очень талантливый ученый» (из интернетной публикации за подписью «доктор исторических наук, ведущий российский специалист по Средней Азии, Борис Литвинский»).
Рис. 61. Руины древнего Саразма на территории Таджикистана (БМАК)
Вот так!.. За целых сто лет ни в одном школьном учебнике, ни в одном доступном широкой публике издании не появилось ни слова о целой цивилизации!.. Да еще какой!.. В средствах массовой информации сообщалось об обнаружении в данном регионе даже пирамид с гладкими боковыми гранями как у пирамид Гизы - только меньших размеров...
«Утерянная цивилизация, судя по ее останкам, была очень мощной. Она занимала территорию длиной в 500-600 километров и шириной в 100 километров, которая начинается в Туркмении, пересекает пустыню Кара-Кум, тянется к Узбекистану и, возможно, захватывает часть Северного Афганистана. После нее остались фундаменты монументальных кирпичных зданий с множеством комнат, огромные арки. Поскольку настоящее имя этой страны не сохранилось, археологи дали ей свое - теперь она называется Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (БМАК), по имени более поздних древнегреческих территорий, располагавшихся в этом районе. Ее жители строили города, занимались разведением коз, выращивали злаки, умели обжигать глину и выплавлять из бронзы различные инструменты. Единственное, чего им не хватало для полного джентльменского набора - это письменность» (там же).
Почему же такая цивилизация оказалась «неизвестной», если открыли ее еще сто лет назад?..
Дело в том, что втиснуть эту цивилизацию в придуманную историками картину прошлого никак не получалось. Уж слишком много надо было пересматривать. Тем более, что Помпелли и Шмидт датировали свои находки аж VII тысячелетием до нашей эры - то есть на 3-4 тысячелетия раньше официальной датировки Древнего Египта и цивилизаций Междуречья!!! Что же было делать?.. «Ответ» со стороны историков был тривиален - перед широкой публикой опустили занавес молчания, а для специалистов «малость подкорректировали» датировку, объявив выводы Помпелли и Шмидта ошибочными. Ныне данная цивилизация «датируется» историками XXIII веком до нашей эры. Вот так - «легко, простенько и со вкусом» махнули сразу на четыре тысячелетия, не моргнув глазом...
Рис. 62. Печать из Саразма
С обнаружением под Ашхабадом символов на камне «джентльменский набор цивилизации» приобретал необходимую полноту. Сначала эту находку пытались списать на другие культуры - дескать, ее обронил проезжавший тут купец из какой-то далекой страны. Однако затем последовали другие находки и ученые были вынуждены приступить к их более серьезному исследованию. И тут выяснилась еще одна сенсационная деталь - письменность «забытой» историками цивилизации обнаружила сходство с шумерской и древнекитайской письменностями, а также с письменностью Хараппской цивилизации, располагавшейся в долине реки Инд на северо-западе Индии. Это совсем озадачило и лингвистов, занимавшихся изучением находок, и историков, поскольку не вписывалось ни в одну из принятых ныне схем.
Но нас будет здесь интересовать даже не это, а еле заметное на общем фоне упоминание Литвинским того, что древние жители Бактрийско-Маргианского археологического комплекса «умели выплавлять из бронзы различные инструменты». Думается, что Литвинский тут уж слишком поскромничал. Дело в том, что изделия из бронзы, обнаруженные здесь, явно были получены отливкой в форму и при этом поражают степенью совершенства художественных форм (см. Рис. 63). Подобное совершенство не может возникнуть просто так на пустом месте. Оно должно иметь весьма продолжительные традиции - традиции как в собственно изобразительном искусстве, так и в металлургии.
Рис. 63. Изделие из бронзы (БМАК) Заметим, что территория Бактрийско-Маргианского археологического комплекса тесно примыкает к южной границе ареала Андроновской культурно-исторической общности (см. Рис. 55), так что оба металлургических региона неизбежно должны были быть очень тесно связаны. Вдобавок, Бактрийско-Маргианский археологический комплекс попадает в зону Циркумпонтийской металлургической провинции. В связи с этим представляется весьма любопытной следующая информация:
«В Южной Туркмении, в предгорных районах Копетдага медные изделия впервые зафиксированы археологами в памятниках так называемой анауской культуры, датируемых концом V - началом IV тысячелетия до нашей эры. Наряду с большим количеством невыразительных обломков шильев, проколок, булавок в них найдены изделия весьма совершенных форм: двулезвийные ножи, пробойники, зубила, плоские топоры-тесла. Спектральный анализ показал, что все они изготовлены из меди с естественной примесью свинца, концентрация которого достигала нескольких процентов. Весьма заметными примесями были представлены мышьяк и сурьма… Структурный анализ обнаружил чрезвычайно развитую технику металлообработки анауских изделий: совершенно определенно установлено использование литья в открытые и закрытые формы, отжига после холодной ковки для снятия межкристаллических напряжений, преднамеренного наклепа рабочих окончаний орудий» (Н.Рындина, «Человек у истоков металлургических знаний»).
Рындина высказывает предположение, что эти изделия попали сюда из северных районов Ирана. Однако территория анауской культуры относится как раз непосредственно к Бактрийско-Маргианскому археологическому комплексу. А указываемые Рындиной датировки находок уже значительно удревняют официально продекларированный возраст этого комплекса.
И остается только пожалеть о том, что историки так надолго «забыли» эту среднеазиатскую цивилизацию, которая, наверняка, могла бы дать немало полезной информации о технологиях древней металлургии в этом регионе. Но, увы, пока приходится довольствоваться тем, что есть…
Еще не так давно шумерская цивилизация, располагавшаяся в Междуречье - обширном низменном районе между реками Тигр и Евфрат, считалась историками чуть ли не самой древнейшей цивилизацией на планете, с достижениями которой (равно как и с достижениями Древнего Египта) сравнивались новые археологические находки в других регионах. Да и чего греха таить - порой датировки этих находок подгонялись под известные шумерские артефакты так, чтобы не нарушить почтенного звания Шумера как «древнейшей цивилизации» (именно такая ситуация имела место, например, с только что описанным Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом).
Однако во второй половине ХХ века ситуация начала серьезно меняться. Резко возросло число таких находок, которые были куда совершеннее шумерских, но при этом оказывались более старшими по возрасту. Датировки соседних с Древним Шумером культур уверенно поползли назад во времени, и ныне разрыв между ними достигает порой уже многих тысяч лет. Жители Древнего Шумера во многих сферах своей деятельности оказались вовсе не гениальными изобретателями, а всего лишь наследниками и продолжателями более древних народов.
Аналогичная ситуация складывалась и в области освоения металлов. Если ранее картинка по истории металлургии была выстроена прежде всего по развитию искусства работы с металлами в шумерском (и египетском) государстве, то теперь изделия Древнего Шумера оказываются относительно позднего происхождения (по сравнению с другими находками). Хотя именно в этой области историкам, пожалуй, было куда проще отказаться от устаревшей точки зрения.
Дело в том, что металлургия невозможна без соответствующей сырьевой базы, а на территории Междуречья нет и не было сколь-нибудь серьезных залежей металлосодержащих руд. Так что шумерские мастера могли работать только с привозным сырьем (рудами) или уже со слитками металла, выплавленного в других регионах. То, что так и было, подтверждается переводами шумерских текстов, где указывается на весьма развитую систему торговли и обмена металлами не только с соседями, но и с весьма удаленными странами.
В этих условиях трудно себе представить, чтобы искусство металлургии могло возникнуть в самом Древнем Шумере. Оно явно должно было иметь внешний источник. Но какой?..