Барабаны и бубны в традиции Северного шаманизма

Dec 14, 2017 19:29

Отсюда - http://www.northernshamanism.org/index.php?id=540
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»


Начнем эту статью со спорного вопроса, который я сначала только изложу, а затем сделаю отступление. Во многих религиозных группах скандинаво-германских реконструкторов до сих пор не сложилось единого мнения о том, использовались ли в религиозных церемониях раннесредневековой Скандинавии барабаны и бубны. (И эта проблема - неотъемлемая часть дискуссии о том, носила ли религия той эпохи шаманский характер.) Имеется лишь несколько смутных указаний на практики, которые, теоретически, можно истолковать как
барабанный бой, но никаких определенных свидетельств не сохранилось.
Как я уже говорил, я признаю, что в скандинавской религии «периода письменных источников», и без того уже изрядно христианизированной, не сохранилось пережитков шаманской практики в количестве, достаточном для того, чтобы классифицировать всю эту религию как шаманскую. Однако она несомненно была шаманской на более раннем этапе, задолго до появления письменных источников. И некоторые традиции и верования того периода сохранились, хотя и в измененном виде, более уместном для общества, перешедшего от родоплеменного строя к укладу городов-государств и сельских общин. Кроме того, было общеизвестно, что обучиться шаманской религии или практике при желании можно у соседей-саамов, которые иногда (и не так уж редко, судя по историческим источникам) вступали в браки со скандинавами. А у саамов существовала развитая традиция шаманизма и шаманской работы с бубном, и тамошние нойды хранят эту традицию по сей день.


Но, как бы там ни было (и здесь начинается то самое отступление, о котором я вас предупреждал), когда я взялся за свою шаманскую подготовку всерьез, мне сказали, что мне нужны бубны. И не один, а целых три. Два у меня уже; третий еще только предстоит изготовить, и когда он будет готов, я обновлю эту статью. Пока что я еще новичок в этом ремесле, и все
мои учителя - бестелесные сущности, что не облегчает задачу.
В той шаманской традиции, которой меня обучают, по-видимому, есть три разновидности барабанов и бубнов, полезных для современного шамана. Первая разновидность - Странник-между-мирами. Как правило, это плоский бубен, который используется и для путешествий по мирам, и для гаданий. Он сочетает в себе энергии Огня и Воздуха. Вторая разновидность - лечебный барабан, предназначенный для обрядов врачевания. Он имеет цилиндрическую форму и изготавливается из обожженной глины - вещества Земли, но дерево - тоже пригодный для него материал, хотя и не такой хороший. Этот барабан сочетает в себе энергии Земли и Воды. Третья разновидность - большой и, вероятно, стационарный барабан или бубен, вырезанный из цельного бревна и обтянутый цельной шкурой. Его используют для публичных церемоний и для работы с Мертвыми. Он сочетает в себе энергии Земли и Воздуха.
Мне сказали, что в далеком прошлом применялись и другие разновидности барабанов, но я на их энергии не настроен. Во-первых, были охотничьи бубны, при помощи которых шаман призывал в окрестности человеческого жилья пригодных в пищу животных, чтобы племя не голодало. Энергетически они были родственны Земле и Огню. Существовали также  погодные барабаны, служившие для призывания и отвращения бурь, но связанные с ними духи были опасны и капризны, так что игра на таком барабане могла навлечь беду. Он соединял в себе энергии Воздуха и Воды. Еще один барабан использовался для общинных обрядов плодородия, пробуждавших сексуальную энергию; он был сродни Огню и Воде. Но в этой статье я расскажу лишь о том, как я обрел и использую свои собственные барабаны, следуя указаниям моих наставников - богов и духов.


Первый барабан должен был быть каркасным, неважно какого размера, но обязательно широким и плоским, круглой или овальной формы. К счастью, моя жена взяла на себя инициативу в этом деле и купила мне на день рождения пакистанский бубен. Я уселся с ним и принялся выстукивать на этой девственно-белой поверхности разные ритмы, экспериментируя то так, то сяк, пока, наконец, не получил следующего указания. Мне было сказано обвешать бубен по краю всякими побрякушками, чтобы они гремели и звякали под ударами. Следующие несколько месяцев я ставил опыты с разными подвесками, испытывая то одно, то другое сочетание и дожидаясь, одобрят ли его духи. (Обычно ответ приходил очень быстро, за несколько минут.)
Кончилось тем, что я просверлил по всему ободу крошечные дырочки и вставил туда бубенчики от сломанного тамбурина. К каждому бубенчику было приделано свободно болтающееся кольцо, и на эти кольца я приспособил разные другие висюльки - металлические колокольчики, подаренную одной приятельницей металлическую серьгу, звенящую, если ее раскачать, ножной браслет с индийскими бубенцами, доставшийся от другой подруги, бусины-погремушки... Моя подруга Таннин, владелица магазина «Боунз энд Флауэрз», который торгует магическими предметами, изготовленными из костей и прочих животных материалов, вычистила и высушила копыта четырех козлят, которых мы забили у нас на ферме. Я просверлил в них дырки и тоже подвесил на бубен. Когда умер мой козел Фил, Таннин очистила для меня три его берцовых кости; я просверлил отверстия в верхней части этих костей и подвесил их к бубну изнутри. После этого стало можно просто ходить с бубном в руке и ритмично им покачивать, а специально барабанить уже не надо - кости Фила благополучно делают это за меня. У меня отчетливое чувство, что какая-то частичка Фила в них осталась, и, думаю, его нынешняя работа ему очень нравится. А этот бубен я теперь в шутку называю «мой барабан-самобой».



После всего этого мне, наконец, сообщили, что на нем изобразить. И я нарисовал Мировое Древо, окруженное Девятью мирами, - так, как оно выглядит сверху, - а на ветвях его расположил десятки крошечных фигурок - образов, явившихся мне в полутрансе. Я не мог сказать наверняка, что они означают, но явственно ощущал, что польза от них - не только символическая. С этими рисунками и со всеми своими побрякушками, копытами и костями мой бубен казался каким-то причудливым мутантом, особенно по сравнению с  бубнами и барабанами, которые мне приходилось видеть в чужих руках. Почти у всех, с кем я сталкивался на языческих собраниях, в группах танцев под барабанный бой и на нескольких пау-вау, которые мне довелось посетить, барабаны были либо индейские, либо африканские; иногда еще попадались кельтские бойраны. При этом подвески и погремушки считались дурным тоном. Ничего подобного тому, что мне велели изготовить, я еще не встречал, и меня это немного беспокоило, особенно при мысли о том, как я принесу своего мутанта на какое-нибудь собрание и все будут воротить от него нос.
И только гораздо позже, взявшись за этнографическую литературу, я наткнулся на описание бубна саамских шаманов, который называется «runebom» - «рунический бубен». Эти бубны бывают разных размеров и с самым разнообразным декором, но зачастую они действительно увешаны по ободу металлическими подвесками и прочими погремушками. На иллюстрациях обнаружились

бубны, сплошь разрисованные какими-то символами, на первый взгляд произвольными, но среди них обычно присутствовали изображения Мирового Древа в том или ином виде и по меньшей мере трех уровней миров. Я, конечно, сразу же признал в них родню своего странного детища и понял, что подобные бубны делали и задолго до меня. Потом я прочитал, что крошечные символы,  которыми пестрит поверхность саамских бубнов, служили для гадания: на бубен клали кольцо или какую-нибудь другую личную вещь, после чего шаман бил в бубен снизу и толковал символы, на которые падало кольцо после удара. «Тебе тоже надо это делать», - шепнули мне на ухо духи.
Дух этого бубна, как и другого моего барабана, оказался очень женственным. Я провел ритуал, обратился к этой сущности, узнал ее имя и торжественно присвоил его бубну. Имя оказалось двойным: Иггдрасиль Лунная Песнь. Первая часть, «Иггдрасиль», относится к первой ее функции, потому что она - помощница в путешествиях между мирами. Вторая, «Лунная Песнь», связана с ее пророческим даром. Звенящие подвески привносят энергию Воздуха, а звук самого бубна насыщен энергией Огня. У меня есть било, изготовленное из куска оленьего рога, но я все же предпочитаю бить в этот бубен просто рукой.



Второй мой барабан должен был быть деревянным или, еще лучше, глиняным - и не обязательно каркасным, так что я остановил свой выбор на глиняном думбеке из Греции. Да, конечно, это не северный барабан, но ведь Иггдрасиль Лунная Песнь тоже родилась в Пакистане. Короче говоря, нам, возрожденным шаманам первого поколения, следует работать с тем, что есть в наличии, и стараться выжать из этого все, что можно. Второй барабан тоже оказался женщиной, даже еще в большей степени, чем первый. Я покрасил ее в голубовато-зеленый цвет. Мой помощник Джошуа часами сидел и обвешивал ее низками раковин (срезанных с дурацких плетеных кашпо, которые все равно надо было вынести на помойку), и в конце концов при каждом ударе она стала издавать нежный, негромкий перестук. Это лечебный барабан, при помощи которого целитель погружается в транс для внутреннего путешествия по телу пациента. Когда настанет лето, я омою ее донышко в океане, чтобы окончательно пробудить ее и выяснить ее имя.

Рассказывать о том, как пользоваться барабанами и бубнами для упомянутых здесь целей, я не буду, потому что объяснить это на письме все равно невозможно. Если духи выбрали вас в ученики, они вам помогут, но, вообще говоря, лучший способ чему-то научиться - это изготовить и пробудить барабан, а потом просто работать с ним. У каждого пробужденного барабана есть дух. Он живой. Он способен многому вас научить, однако вам придется уделять ему время и внимание. Не думайте о том, как это сделать, - просто берите и делайте. Работайте с этими существами и выясняйте на практике, какие ритмы вводят вас в транс того или иного рода.

Само собой, обращаться с барабанами и бубнами надо уважительно. Это значит, что ими нельзя пренебрегать: говорят, если барабан оставить без внимание на год и один день, он опять уснет и его придется пробуждать заново. Это значит, что о них надо заботиться, а если по какой-то причине вы решите больше не работать с барабаном, обязательно попросите духов найти кого-нибудь, кому вы сможете его отдать и кто будет его ценить и использовать. Барабаны - они почти как дети: отнеситесь к передаче так же серьезно, как если бы вы отдавали ребенка на воспитание и должны были выбрать ему приемных родителей.
Раз уж речь зашла о барабанах, не могу оставить без внимания один скользкий вопрос, а именно - погремушки. Духи, у которых я учусь, сказали (прямым текстом), что в нашей традиции погремушкам не место. Я, конечно, могу обзавестись погремушкой, если уж мне так хочется, но они не будут приходить на ее грохот и ничем мне с ней не помогут. Так что - отставить погремушки. «А что не так с погремушками?» - спросил я. В конце концов, многие духовидцы, практикующие шаманизм, советуют новичкам начинать именно с погремушек, - хотя, возможно, лишь потому, что этот инструмент дешевле и проще в обращении, чем бубен. На это мне ответили, что в погремушках нет ничего плохого, но в нашей традиции им места нет. Точка. «Тебе погремушка не понадобится», - заверили меня.

Ну и ладно, нет - так нет. Я сосредоточился на освоении бубна. И вот как-то вечером, совершенно выбившись из сил (как это обычно и бывает, если колотить в бубен несколько часов подряд), я прилег отдохнуть. Все, что я мог, - это слабо потряхивать бубен, прислонив его краем к животу… и тут до меня вдруг дошло, почему не нужны никакие погремушки. Барабан в стиле саамского рунического бубна - сам по себе погремушка. Так что когда дело дошло до второго барабана и мне сказали, что его надо обвешать ракушками, я уже не удивился. В нашей традиции барабаны - многофункциональные инструменты: они сочетают в себе разные средства звукоизвлечения, служащие разным целям. И по какой-то причине духи относятся к этому весьма разборчиво.

Шаманизм

Previous post Next post
Up