Оригинал взят у
matveychev_oleg в
Антицерковные войны - дело рук ЗападаПротоиерей Владимир Вигилянский о роли Патриарха в опасное время информационных войн
Антицерковные всплески - это часть информационных войн, которые ведутся Западом. В таких условиях тем важнее роль Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В программе "Образ" на Царьграде побывал протоиерей Владимир Вигилянский, который долгое время руководил пресс-службой Патриарха. По его оценке, главная заслуга Патриарха - поворот Церкви к людям с жертвенной, милосердной стороны.
Click to view
Антицерковные всплески - это часть информационных войн, которые ведутся Западом. В таких условиях тем важнее роль Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В программе "Образ" на Царьграде побывал протоиерей Владимир Вигилянский, который долгое время руководил пресс-службой Патриарха. По его оценке, главная заслуга Патриарха - поворот Церкви к людям с жертвенной, милосердной стороны.
Поколение людей, которые шли на мученические служения
Вероника Иващенко: Я знаю, Вы очень долго руководили пресс-службой Патриарха. Скажите, как состоялось ваше личное знакомство?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Знакомство состоялось лет за 10 до того, как Святейший стал Патриархом. Я - журналист в прошлом, еще до того, как я стал священником. И как-то понимал этот язык и пытался противостоять тем информационным кампаниям, антицерковным, которые были в 1990-е годы.
В частности, одной из мишеней был как раз митрополит Кирилл. Для того, чтобы защитить его и как-то противостоять нападкам, я решил написать статью и собрал библиографию злобных высказываний и статей, которые выходили в разных газетах и изданиях. Написал письмо митрополиту, что мне нужно спросить его о некоторых вещах, чтобы расставить акценты.
Я был вызван к нему на прием. Митрополит сказал, что у него есть 15-20 минут, чтобы я сконцентрировался с вопросами. Я просидел не менее 3-4 часов. Мало того, меня привезла супруга на машине, была зима. Я через час сказал: "В холодной машине матушка". Он говорит: "Зовите ее сюда". Мы ее отогревали, чай пили, и просидели допоздна. Это был уже вечер, конец рабочего дня, а мы еще 4 часа сидели и говорили обо всем.
Конечно, это был промыслительный момент - за такое время люди как-то сближаются. Если один другому интересен, идет поглощение всего и вся. Это была первая встреча, была знаменательная. После этого митрополит, а затем Патриарх, ко мне относился как к человеку, которого он хорошо знает.
В.И.: Отец Владимир, Вы с Патриархом Кириллом из одного поколения, так сказать, дети послевоенных лет. Скажите, что это было за время для страны и в особенности для Церкви?
В.В.: Вы знаете, те люди, которые пришли в это время в Церковь (я имею в виду Святейшего Патриарха, протоиерея Владимира), и люди предыдущего поколения - это был путь людей, которые шли на мученические служения. Потому что они претерпели в 1920-1930-е годы не просто гонения на Церковь, а самое жестокое, что может быть вот в этом понятии "гонения". Люди были арестованы, многие были расстреляны.
Мы, москвичи, знаем Бутовский полигон, где по крайней мере несколько тысяч священнослужителей были расстреляны. Поэтому, когда люди выбирали этот путь, они шли, уже заранее понимая, чем это может кончиться.
Конечно, во время войны государству и его руководителю было понятно, что нужна была новая мотивация русского человека в защите отечества. И была частично реабилитирована Церковь.
В идеологическом государстве это был вынужденный шаг к тому, чтобы реабилитировать Церковь, чтобы люди имели еще иную мотивацию. Потому что они увидели, что люди совершали подвиги, у них на устах было не только "За Родину, за Сталина!", но они молились. Эти коммунисты, они молились. Это показано и в других мемуарах, и в других фильмах сейчас, что людям это было очень важно. Потому что человек на пороге смерти, на пороге подвига, на пороге жертвы, он думает в первую очередь о Боге, и защите именно Бога.
Поэтому мы и дети того предыдущего поколения воспитывались именно в этом ключе. Мы знаем, что по женской линии - мама, бабушка были блокадниками. И Патриарх много говорил о том, что мама говорила: "Не оставляй ни одной крупицы на тарелочке! Вспомни блокаду! Вспомни, что люди умирали от голода. Будь бережлив к этому!"
Патриарх в своих воспоминаниях говорил о том, что ему было это важно, он видел пример своего деда, который около 30 лет провел в тюрьмах и в ссылках. И был более 30 раз арестован. Он видел вокруг себя людей из этого сословия.
Я, конечно, моложе на пять лет Патриарха. Но тем не менее, действительно, я тоже родился в ссылке. Мой отец тоже сидел. Мы тоже скитались. Это важно, это такая важная вещь, которая наложила отпечаток. Но мы все были воспитаны патриотами. Не ненавистниками этого народа, этой страны. И Патриарх как раз говорил: "Я был тверд в своих религиозных убеждениях, но никогда не был диссидентом!"
Наставник Патриарха - защитник церквей
В.И.: 1965 год. 18-летний Владимир Гундяев поступает в Ленинградскую духовную семинарию, а уже четыре года спустя митрополитом Никодимом (Ротовым) постригается в монашество с именем Кирилл.
Учитель и наставник Патриарха Кирилла митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), я слышала, что в 1970-х годах этот человек мог стать Патриархом. Отец Владимир, Вы могли бы о нем побольше рассказать?
В.В.: Митрополит Никодим был, конечно, очень яркой фигурой для своего времени. Как сам Патриарх рассказывает, он дал некую модель взаимоотношения в этот трудный период, взаимоотношений Церкви и государства. Отстаивание Церкви с одной стороны, с другой стороны, нахождение тех крупиц общего, что было для религиозного сознания, и так сказать, коммунистического или социалистического сознания.
Это был, конечно, очень пассионарный человек. Человек, у которого была харизма делателя и деятеля. Он очень многое сделал. Патриарх о нем рассказывает, он был близок к нему, он был его секретарем. Он рассказывает, что тот отстоял абсолютно все церкви от закрытия в хрущевские времена гонений, от закрытия в Ленинграде. Это большая редкость. Потому что очень многие церкви не только закрывались, а разрушались, как в Москве, например. Были потрясающие памятники архитектуры XVI-XVII века, которые сохранились к этому времени, и они были не только закрыты, но и разрушены. А в Ленинграде Владыка Никодим отстоял каждую церковь, которую должны были закрыть. Это с одной стороны. С другой стороны, он делал что-то такое, что понимал - не успеет, это, действительно, так. Ведь он скончался в 47 лет, оставив после себя целую плеяду блестящих учеников, которые все сейчас, все - и покойный Святейший Патриарх Алексий, и митрополит Ювеналий, и многие-многие другие, - это были ученики Владыки Никодима. Вот, ну и конечно он выковал из талантливого юноши Владимира Гундяева будущего Патриарха Кирилла.
Семидесятые: Воцерковление интеллигенции
В.И.: В СССР так называемый "застой": активное освоение космоса, развитие советского автопрома, начало строительства Байкало-Амурской магистрали. В результате расследования скандала Уотергейт президент США Никсон уходит в отставку (первый и пока единственный за всю историю США). В возрасте 28 лет представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве архимандрит Кирилл (Гундяев) становится ректором ленинградских духовных школ.
Отец Владимир, а чем были семидесятые и начало восьмидесятых особенными для Церкви?
В.В.: Вы знаете, это было очень интересное движение. С одной стороны, были очень стойкие люди, прошедшие войну, гонения и так далее. Они были уже пожилыми. Это т.н. старушки, которые отстояли Церковь и отстояли веру. Были монахи в миру. Потому что многие монастыри были закрыты, и они вот такими крупицами были рассеяны по всей российской земле. В основном монашки.
Но с другой стороны, это было время, когда интеллигенция заинтересовалась религиозностью. Вот я жил и воспитывался среди московской интеллигенции. И я еще был далек от Церкви, но меня окружали люди верующие. Я их очень уважал. И уважал их за то, что они были церковными. У них были какие-то свои священники, к которым они ездили, спрашивали советов. Они ездили за город, или в какие-то другие города для того, чтобы получить благословение на то или другое.
Но и Патриарх, будущий Патриарх епископ Кирилл как раз рассказывает о времени, когда к нему в духовную семинарию ленинградскую стали приходить верующие из среды интеллигенции. И как он много почерпнул от них, с одной стороны. А с другой стороны, многое им дал. И время от времени в своих речах и проповедях Патриарх говорил, например, о Юрии Михайловиче Лотмане, был такой филолог знаменитый в Тарту, с которым мы очень дружили и очень много говорили. Понимаете, это все из тех времен. Или, например, он говорил: "Мы подружились с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым". Это все тоже из тех времен.
Это была интересная вещь, потому что политические диссиденты становились инакомыслящими и в своем мировоззренческом плане. И это воцерковление интеллигенции - это был очень важный этап в этой жизни. И когда был ректором епископ Кирилл к тому времени, он сыграл очень большую роль для ленинградской интеллигенции.
"Перестройка" и Церковь
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, 1995 год.
В.И.: Отец Владимир, в 1989 году владыка Кирилл, будучи на тот момент Архиепископом Смоленским и Калининградским, получил новое назначение - председателем отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода. В СССР полным ходом идет т.н. перестройка, которая приводит нашу страну к экономическому коллапсу и началу межэтнических войн на ее окраинах. В то же время Русская Православная Церковь постепенно освобождается от государственного давления, начинается второе крещение Руси. Открываются многие храмы и обители, издается православная литература.
Отец Владимир, скажите, а чем был для нашей Церкви отдел внешних церковных связей в годы, когда им руководил будущий Патриарх Кирилл?
В.В.: Это вообще очень интересная вещь. Роль этого отдела, который раньше назывался Отдел внешних сношений, потом Отдел внешних связей, это была дипломатическая миссия нашей Церкви. С одной стороны, мы знаем несколько историй про то, как благодаря нашим связям с другими церквями, не только православными, но и другими христианскими церквями, мы отстаивали святыни здесь в Москве. То есть, придавали гласности такую антицерковную политику, моменты антицерковной политики государства, и они писали какие-то статьи и уже было невозможно, например, закрыть Пюхтицкий женский монастырь. Вот такая была история, которую рассказывал Патриарх Алексий, например.
Но и в бытность свою председателем этого отдела Митрополит Кирилл очень много сделал для того, чтобы вести дипломатические отношения со многими странами через церковную линию. Дипломатия светская была одно, а церковная - другое. Иногда были какие-то столкновения между государствами по политической дипломатии и, наоборот, прекрасные связи по церковной. Это была, ну если хотите, отчасти и народная дипломатия. Но, кроме того, предстоятели и архиереи всегда пекутся о единстве православных людей во всем мире. И поэтому это единство как раз тоже связано и с дипломатической деятельностью Церкви.
И в этом отношении Митрополит сделал очень много. Это большой вопрос с большими проблемами, с большой историей. И, конечно, отдельно стоит того, чтобы все, кто любит нашу историю, заглянули в источники для того, чтобы понять тоже сложность этой деятельности.
Антицерковные войны инспирированы из-за границы
В.И.: Наконец мы подошли к ключевому моменту - избранию предстоятелем нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. 2008 год. Россия принуждает к миру агрессию режима Саакашвили против Южной Осетии и признает независимость этой республики, а вместе с ней и Абхазии. В США президентом избирается афроамериканец, в Китае проходят олимпийские игры. Во всем мире начинается экономический кризис, продолжающийся до наших дней. После кончины Святейшего Патриарха Алексия II местоблюстителем патриаршего престола ставится Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В январе 2009 года Поместным Собором избран Патриархом, набрав 508 голосов из 677.
Почему враги Церкви активизировались с приходом именно Патриарха Кирилла? Как-то стали более активно себя вести?
В.В.: Это целая история, потому что вот эти информационные всплески, антицерковные, они бывали и раньше, конечно.
Но когда-то Бжезинский сказал одну вещь. Он сказал, что отрицательная роль Русской Православной Церкви в современной истории России в том, что она склеивает, спаивает. То есть, это спайка русских людей, русского сознания. И она мешает демократическим движениям в России.
И поэтому все информационные войны, безусловно, были инспирированы из-за границы. Я это знаю. У меня есть свидетельства. и факты, и данные, связанные с этим. Надо было каким-то образом расколоть, дискредитировать церковь в глазах людей. Слишком большой вес церковь имела в глазах русского народа. И для этого нужно было придумывать все, что угодно. Все годилось. И про то, какая она, церковь, недемократичная, и так далее.
Пример избрания Патриарха Кирилла - это пример уникального демократического выбора. Ничего подобного в светском мире, или в государствах, мы придумать не можем. Это уникальная, в этом смысле, процедура избрания Патриарха. Она уникальна по своему демократизму, открытости и равноценной борьбы. Там ничего не может быть такого, что мы видели в разных странах, в том числе и в нашей, и в Соединенных Штатах, и в Европе. Манипулирование сознанием людей. Вот то, как это у нас происходит на Поместном Соборе. И это в ответ на антидемократический институт церкви, про который говорил Бжезинский, или иные люди. Всегда эти информационные войны связаны с клеветой, ложью. Ну что ж, Господь заповедовал нам, что "вас будут гнать во имя Мое".
Главное достижение Патриарха - усилить связь священников с народом
В.И.: А основные изменения: что, на Ваш взгляд, является самым важным, самым интересным?
В.В.: Вкратце, очень-очень кратко, я скажу следующее. Мы судим о Патриархе, светские люди, как об общественном или чуть ли не даже государственном деятеле. Но вся деятельность и работа Патриарха, в этом смысле, это 10% его деятельности. 90% - это то, что скрыто от людей.
Во-первых, на первом месте - это молитва. Второе место - это проповедь Евангелия людям. Это словесное отображение и взгляд, этот ракурс, который он дает и на историю, и на политику, и на экономику, и на жизнь простых людей. Окрашенное нравственными принципами. Третье - это связь со всей церковью. Ведь наша церковь только в 16 странах существует. Это не русская церковь, как таковая, для русских. Наши храмы есть, вообще, по всему миру. Но организационно представлена она в 16 странах.
И главная его заслуга вот за эти девять лет - он попытался "реформировать", вернее, усилить связь священнослужителя, будь он священник или епископ, со своим народом. И это по самым разным направлениям это делается. Через миссионерскую, образовательную деятельность.
Теперь у нас очень много, у нас 350 епископов. А когда он пришел, их было сто с лишним. То есть, у нас за эти девять лет 200 епископов, и это еще не конец. Ну и, конечно, продолжение строительства храмов. В 1990 году была тысяча храмов в год, так до сих пор это и есть.
У нас каждый день, в среднем, освящается три храма. Тысяча храмов в год у нас открываются. И никакого снижения в этой статистике нет. Вот уже 25 лет у нас каждый день освящается, ну в среднем, три храма в день. Вот какая деятельность, какая работа. А храм строят 100-200 человек. И деньгами, и строители, и организацией, и молитвами, и так далее. Вот это строительство идет всем миром. И для этого нужен некий руководитель, который организовывает это дело.+
Главное, он еще повернул церковь в деятельность милосердия. Он говорит, что мы христиане только тогда, когда мы милосердны, когда мы помогаем другим. Независимо от того, верующий человек или нет. И вот этот поворот церкви к людям, и именно с этой жертвенной, милосердной стороны, - это есть главное, чем заметен Святейший Патриарх.
Сила молитвы Патриарха
В.И.: Несколько ранее Вы только что сказали о молитве Патриарха, насколько важна она в нашей жизни, и в его жизни. Расскажите о том, насколько она была важна в Вашей?
В.В.: Могу. Да, я об этом писал. У меня матушка моя, жена писала об этом. У меня был период, когда я заболел непонятной болезнью, и мне не могли поставить диагноз. И я как-то угасал. Прямо это я сам чувствовал. Каждый день там мог несколько раз встать, а потом я уже не мог встать. Я просто не имел сил никаких. Что-то было связано с печенью, думали рак печени, еще что-то. Ставили самые страшные диагнозы.
И матушку один раз пригласили в Храм Христа Спасителя на вручение премии литературной. И она даже решила меня оставить, лишь бы встретиться с Патриархом и попросить его, чтобы он помолился. И так получилось, что ее вызывали на сцену. И вместо того, чтобы благодарить Святейшего о том, что ей дали премию, она стала ему шептать на ухо и говорить о том, что отец Владимир умирает, и что просит его помолиться. И даже расплакалась там, на сцене. И вдруг он очень твердо сказал: "Отец Владимир выздоровеет, прекратите его уже хоронить сейчас, все будет у него в порядке". Прямо, знаете, такой властный, с властью сказал так.+
И она сказала: "Все, у тебя все будет в порядке. Приехала, говорит: "У тебя все будет хорошо. Святейший сказал. Он помолится, и все будет в порядке". И действительно, на следующий день мне сразу поставили диагноз, нашли лекарство, и я очень быстро вышел из этой вот ситуации.
[link]