В поисках безгрешного батюшки

Oct 21, 2015 11:35

Оригинал взят у konsul_777_999 в В поисках безгрешного батюшки
Оригинал взят у matveychev_oleg в В поисках безгрешного батюшки
Что только ни способно отвернуть новоначального христианина или сомневающегося человека от Церкви. Хамство в храмах, дурная слава о священниках, неприглядные факты в истории Церкви и житиях святых… О том, как относиться к такого рода негативу, как не усомниться и не потерять веру, автор «Правмира» Илья Аронович Забежинский беседует с игуменом Афанасием (Селичевым), настоятелем Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьев-Польский (Александровская епархия).



Игумен Афанасий (Селичев)

Игумен Афанасий (Селичев) родился в 1966 году в городе Петушки Владимирской области. После школы и армии служил алтарником Успенской церкви в Петушках. В 1993 году пострижен в мантию в Боголюбском мужском монастыре Владимирской митрополии. В 1993-95 годах служил вторым священником Успенского храма в Петушках. В 1995-2000 годах - наместник Успенского Космина монастыря села Небылое. В 2000 году закончил Владимирскую Свято-Феофановскую семинарию. В 2000-2006 годах - строитель и настоятель храма и гимназии в честь священноисповедника Афанасия епископа Ковровского в Петушках. С 2006-го - настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский Александровской епархии.

Адам тот же, и Христос тот же, и дьявол тот же

- Когда мы читаем историю Церкви, видим, что в ней бывали разные распри, иногда и между святыми. Как такое могло быть?

- Мы всегда забываем о том, что враг нашего спасения не дремлет, и главная его задача - лишить христиан мира и любви между собой. Главное - понимать, что это попущение Божие происходит для выяснения действительного нашего душевного состояния. Апостол Павел пишет: подобает быть разномыслию для того, чтобы выявились искуснейшие. И если эти разногласия используются Церковью и нами как членами Церкви не для злобы и ненависти, а для того, чтобы действительно выяснить истину, распри святых - они даже полезны для Церкви. Мы с вами помним распри апостолов Петра и Павла. И апостол Иаков, кажется, пишет нечто против апостола Павла в своих посланиях, и в то же время все они остаются апостолами. И эти конфликты разрешаются Церковью в Христовой любви.


Были и другие разногласия, доходившие до настоящих ссор. Это и знаменитая полемика архиепископов Константинопольских и архиепископов Александрийских. Если почитать, скажем, полемику Кирилла Александрийского и Златоуста, нам покажется, что это очень грубо.

Со Златоустом вообще произошла удивительная история. Когда архиепископ Епифаний Кипрский приехал по просьбе Александрийского Патриарха разбираться в проблемах кафедры Константинопольской, то он получил от Златоуста очень серьезный отпор и вынужден был уехать. Причем когда два святых старца прощались, то Златоуст пожелал Епифанию не доплыть до своей кафедры, а тот в ответ пожелал ему помереть в изгнании. Как ни странно, оба пророчества святых сбылись: Епифаний не доплыл до Кипра, умер во время путешествия, а Златоуст умер, как мы знаем, в гонениях. Но Церковь прославляет их обоих как великих святых.

Мы с вами помним о том, как преподобный Сергий вынужден был уйти от своего собственного брата, поскольку не было мира между ними. Но даже если этот союз любви был разорван при жизни святых, я думаю, что по смерти Господь связал их в Царстве Небесном. Поэтому я совершенно спокойно к этому отношусь.

Поскольку Церковь есть Тело Христово, то и в Церкви проявляются и реализуются халкидонские догматы. Соединение Божественного и человеческого, как во Христе. Мы не должны забывать, что члены Церкви - такие же люди, как все остальные, со всеми страстями. Мы должны бороться с этими страстями с помощью Божией, но иногда эти страсти нас, к сожалению, перебарывают. «Адам тот же, и Христос тот же, и дьявол тот же» - знаете, наверное, такую знаменитую цитату.

- Вот апостол Петр - духоносный апостол, и апостол Павел - тоже духоносный апостол. Церковь, в конце концов, принимает в их споре точку зрения Павла, получается, что в какой-то момент Дух отступает от Петра, но пребывает с Павлом?

- Об этом я и говорю. Полнота Церкви не в каком-либо конкретном человеке - не в апостоле, не в святом отце. Полнота Церкви в самом Христе. И проявляется она в том, что мы называем «консенсус патрум» - «согласие отцов», именно в этом полнота Духа. Но, как ни странно, она проявляется и через какого-то конкретного отца, который выступает против всех членов Церкви. Скажем, Максима Исповедника взять.

- Случай с Максимом Исповедником, конечно, вопиющий. Можно ли говорить, что он всей Церкви тогда противостоял?

- Нет. Как ни странно, можно говорить о том, что полнота Церкви как раз была в одном Максиме. Это не значит, что все остальные отпали навсегда - когда они потом воссоединились с Максимом, они воссоединились с Церковью. Я думаю, что нельзя говорить, что Максим противостоял всей Церкви, он был выразителем чаяния православных в Церкви, которые не имели такого дара писательского и дара полемического, который имел Максим. И они молча думали то, о чем Максим говорил вслух, понимаете? Очень часто один человек говорит то, что думают многие. Наверняка были и пресвитеры, и епископы, разделявшие его точку зрения и не общавшиеся с еретиками. Только мы о них не знаем, поскольку они скромно в каком-нибудь своем маленьком городке малазийском или ассирийском славили Бога в православии своем и сохранили Церковь вместе с Максимом.




К чужим делам по-прокурорски, а к своим - по-адвокатски

- Но ведь Максим Исповедник был терзаем, по сути, от своего священноначалия?

- Да.

- В наше время нас так и подмывает приглядеться пристальнее к нашему священноначалию? Можно сказать, Максим-то был прав, а его епископ - нет.

- Когда речь идет о ереси, причем ереси явной, как было во времена преподобного Максима Исповедника, то тут всё ясно. Сейчас же все претензии к нашим архиереям большей частью относятся к морально-этической стороне их жизни. Это ошибка обличителей, поскольку, согласно известному правилу Двукратного собора, единственная причина, по которой человек может отойти от своего епископа или священника - явное проповедование осужденной отцами ереси. Или если этот епископ или священник явно и открыто соблазняет своим непотребным поведением людей.

Кроме каких-то голословных обвинений, у наших обличителей есть что-то, что они могут принести в церковный суд в качестве доказательства? Церковный суд существует, плох ли он, хорош ли. Я, например, служу 20 с лишним лет под омофором митрополита Евлогия, который является членом церковного суда, и, поверьте, это человек истинно святой жизни и не будет лицемерить никогда и ни за что. Я думаю, что и остальные члены церковного суда - такие же святители Христовы, как и наш митрополит Владимирский. Почему нет доверия к этому церковному суду? Если есть у вас доказательства - пожалуйста, подавайте в Высший церковный суд, решайте этот вопрос, а если нет - нечего болтать.

Здесь ведь еще что важно? Мы к грехам других относимся по-прокурорски, а к своим грехам - по-адвокатски.

- А что плохого, чтобы сделать дурное достоянием гласности?

- Дьявол называется клеветником не потому, что он лжет. Он ведь и Адаму с Евой сказал, по большому счету, правду, что «вы будете, как Бог, знать добро и зло». В то же время эта его правда оказалась хуже всякой горькой лжи, она была сказана не для того, чтобы спасти, а для того, чтобы погубить. И очень часто наши современные обличители поступают именно так. Они думают спасти Церковь, а губят собственную душу. Потому что впадают еще и в Хамово грехопадение. Когда ты видишь наготу отца твоего, что делать нужно? То, что сделали старшие - Сим и Иафет - сыновья: покрыли одеждами своими наготу отца, и даже не смотрели на него. И чем кончилось это всё? Благословением старших сыновей и проклятием потомков Хама. Это страшно, и не дай Бог никому попасть в такую историю.

Мы, христиане, относимся к духовенству, как к отцам. Недаром же миряне называют священника «батюшка» или «отец». Это принципиально. Вы называли его батюшкой? Никто за язык не тянул? Не тянул. Но уж, коль ты считаешь человека отцом, не лицемеря и не лукавя, если ты священник и возглашаешь епископа, «господина и отца нашего», ну не будь лицемерным обманщиком! Называешь отцом - считай отцом, считай себя сыном этого человека. А если ты называешь отцом, но отцом не считаешь, то ты просто лжец. А если ты лжешь человеку, то ты и Богу лжешь.

- Знаете, что вам ответят, отец Афанасий? Что это просто вам с архиереем повезло. А вот в некоторых епархиях, бывает, пришлют архиерея, про которого наслышаны и того и сего… Как называть его отцом и господином и руку ему целовать?

- Трудно будет, да. Но деваться-то нам некуда, потому что иерархическое устроение Церкви мы от апостольских времен содержим. И если мы не какие-нибудь совершенно обезбашенные обновленцы, нам жить до самого второго пришествия Христова с этим иерархическим церковным устроением.

А как это всё пережить? Господь не спросит тебя на Страшном Суде, скольких ты обличил, а будет спрашивать у тебя, что ты сделал. Накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, одел ли нагого, посетил ли болящего? А вся беда наших обличителей в том, что они начинают спасать Церковь, не начавши спасать собственную душу.

Надо всем, наконец, уяснить, что мы, священники и архиереи, остаемся людьми, даже после хиротонии. Мы не получаем обожения в хиротонии, понимаете. Мы простые люди, грешные. У нас такие же страсти, как у всех. Мы так же с ними пытаемся бороться. И чаще всего так же безуспешно. Мы простые грешные люди, вот кто мы такие.

- Существует ли какая-то грань грехопадения священника или архиерея, когда невозможно уже больше служить с ним вместе, и остается только делать вывод о том, что таинства его становятся безблагодатными?

- О единственной грани говорит правило Двукратного собора - проповедь ереси, всё. Мы должны понимать, что не священник и не архиерей совершает таинства, а Дух Святой по молитве Церкви. Поэтому в Церкви все таинства совершаются всегда, независимо от моральных и нравственных качеств священника. Если же грехи священника вопиют к небу - опять-таки для этого есть законный канонический способ.

- Если служишь на приходе, и знаешь точно, что твой настоятель - блудник или казнокрад, то не мучайся - таинства совершаются, и руку ему лобызай, как Христу?

- Для меня лично это так. Как ты можешь знать? Ты застал этого священника в блуде? Если застал - вспомни то, что сделал один из наших великих преподобных: если я увижу брата согрешающим на площади с блудницей - я покрою его мантией, чтобы не видели согрешающего брата моего. Вообще-то, это самый абсолют христианского поведения, который должен быть в жизни каждого человека.

Если же грех чей-то касается лично тебя, то поступай, как говорит Христос: «Если имеешь что-то против брата твоего - пойди и обличи его между тобою; если не послушает тебя - возьми двух-трех свидетелей; если и их не послушает - скажи Церкви; а если Церковь не слушает - будет как язычник и мытарь тебе». В наше время как раз о церковном суде идет речь, не вопить же во время Литургии: «Смотрите, он блудник, таинства не совершаются!» Нет, конечно. Или у нас принято кричать о грехах своих собратьев или старших собратьев в электронных средствах массовой информации. Как легко написать, что у меня есть доказательства, епископ - гомосексуалист. Если есть - иди в суд. А если нет доказательств, то тебя, согласно канонам, ждет такое каноническое наказание, которому подлежит обличаемый тобой грешник, и никак по-другому. Поэтому они и боятся.

- А разве те, кто в электронных СМИ потрясают цифрами и фактами, не сообщают Церкви о грехе? Или обязательно должно быть официальное заявление за подписью и с входящим номером в конкретную инстанцию? Не достаточно этого публичного на весь белый свет обличения в интернете? Почему бы суду, то есть Церкви, самой не заинтересоваться этим обличением?

- Я думаю, кричать на площади можно что угодно, а на электронной площади или площадке можно это делать еще легче и спокойней. А вот стать лицом к лицу перед тобой обличаемым ой как больно. Но если не хочется, и больно, и трудно, то тогда не надо и кричать. Потому что хочется и невинность соблюсти, и капитал приобрести. А это не по-евангельски, не по-христиански, не по-братски.

...

Окончание статьи здесь: http://www.pravmir.ru/ne-ishhite-v-tserkvi-bezgreshnogo-batyushku-ih-net-ishhite-hrista/

Христианство

Previous post Next post
Up