В заголовке уже не вопрос, а точка, т.е. это утверждение. Возвращаясь к теме квантовой функции более подробно. Её ещё называют пси-функцией, но просто по букве обозначения, хотя буква очень подходит, т.к. квантовая функция оказалась сильно завязанной на психологические феномены :-)
Сначала о физике. Эта функция описывает общее (квантовое) состояние любого объекта (от частицы до живых существ) как суперпозицию всех его макросостояний. [Spoiler (click to open)]Существовали (вот именно так, в прошедшем времени) две теории: - в первой функция считалась объективно существующей реальностью (объективной в том смысле, что её существование не зависело от интерпретаций наблюдателя), гипотеза Эйнштейна; - во второй функция считалась математической выдумкой (гипотеза Бора).
Но дело в том, что в обоих этих случаях остаются парадоксы.
Во втором случае (копенгагеновская эпистомологическая интерпретация) получалось, что если псих-функция это математический объект, то мы наблюдает не реальный мир, а свою собственную выдумку на его счёт. И если не наблюдаем, то объекта как бы и вообще не существует. Против этой теории возражал Эйнштейн.
В первом же случае (это так называемая онтологическая теория) остаётся известный парадокс наблюдения, когда наблюдатель приводит к так называемому коллапсу волновой функции из квантового состояния до одного из её отдельных макросостояний.
В 2015-том году доказано, что Эйнштейн был прав. Что это означает?
Луна всё-таки существует, когда вы на неё не смотрите, вот только без наблюдателя она находится в суперпозиции всех своих возможных проявлений для наблюдателя!
Теперь о религиях. Наряду с христианством и исламом буддизм относится к трём самым массовым религиям мира, которые возникли в так называемое «осевое время религий» (т.е. считается, что приблизительно в один исторический этап и что это было связано с линейным формированием мозга человека от первобытных времён с их языческими верованиями и до наших дней).
[Spoiler (click to open)]Однако на территории Тибета до буддизма существовала ещё одна религия, которая на данный момент, пожалуй, является наиболее древней из существующих, но которую нельзя всецело отнести к примитивным языческим культам. Это религия под названием «бон». Она же - дзогчен или «дзог по чен по» (как-то так по-тибетски).
Штука в том, что именно до этой религии прослеживается концепция так называемой проявленности/непроявленности объектов нашего мира (а вовсе не до йоги и буддизма, которые появились позже и чуть сбоку от Тибета). Эти концепции утверждают, что наш мир сейчас находится в явном - проявленном - состоянии воспринимаемой материальной реальности, но некогда находился в каком-то непроявленном. Которое, однако, отдельные объекты (или субъекты, а ещё точнее, люди) этого самого мира при желании и выполнении упорной практики могут вернуть лично себе.
В настоящее время в этой идее прослеживается конкретная параллель на непроявленное квантовое состояние как суперпозицию всех проявленных состояний, переизлагая относительно физическим языком.
А это означает интересную идею. Т.к. никто не отменял парадокс коллапса квантовой функции при наблюдении, то получается, что человек своим вглядом постоянно применяет его ко всем объектам! И древние техники медитации направлены как раз на развитие отсутствия этого наблюдателя, которое есть фактически определение того самого «дао», которое есть "пустое ничего не отражающее зеркало", "отсутствие собственного я" и т.д. и т.п. Что это нам даёт?
На мой взгляд, это однозначно определяет вектор всего духовного развития уже понятным для современников способом.
а) отключить наблюдателя, достигнув дао б) натренироваться видеть мир в непроявленной квантовой форме вместо макроскопически-корпускулярной в) сдвинуть кастаньедовскую "точку сборки" г) включить наблюдателя с новым зрением, выйдя из дао
Что произойдёт? [Spoiler (click to open)]Если (достигнув дао) перевести зрение субъекта из текущей точки сборки (где он воспринимает своё тело как материальный объект) в новую (где он может быть кем-то ещё), то это означает - ни много ни мало - принципиальную достижимость так называемого радужного перерождения.
Причём всё, что для этого необходимо - тренироваться для выполнения второго пункта 'б' (насколько мне известно, это от 1000+ часов в медитации на примере "из первых рук"), концентрируясь на так называемых энтоптических феноменах зрения (те самые тигле), наблюдая и прорабатывая (отказываясь от привязанностей) внутри этих тигле психологические картинки (путём тренировки неразрушения дао от их влияния). И - достигнув устойчивого квантового зрения - просто посмотреть на себя и подумать о себе в другом ключе. Вот собственно, это всё и будет называться практикой «тхогёл» (тхогел, тхогей, и др. в разных транскрипциях с тибетского).