О. И. Подобедова «О природе книжной иллюстрации»

Feb 11, 2015 19:30


Совершенно случайно наткнулся в букинистическом на это издание. Впрочем, подобные совершенные случайности удивительным образом происходят, когда действительно чего-то хочешь. О. И. Подобедова в своей книге «О природе книжной иллюстрации» 1973 года исследует практики художников 19-20 веков в области синтеза слова и изображения на примерах лучших книжных графиков тех времён вроде Бенуа, Лансере, Анненкова (с его невероятными картинками к поэме Блока «Двенадцать») и - куда же без него - Фаворского. Масса анализа, соображений самих художников относительно процесса работы над книгой и картинок, в основном это ксилография или какая-нибудь ещё чёрно-белая графика, то есть то, что в те годы можно было себе позволить выполнить тиражом. Очень любопытно.




...Между тем значительнейший и существеннейший момент в работе художника-иллюстратора - это его понимание стиля и жанра литературного произведения. Образный строй всего иллюстрационного комплекса в значительной степени определяется ещё и тем, о какой исторической эпохе речь в книге. Художник невольно должен усвоить себе все представления о форме, пространстве, объёме, которые характерны для данного исторического периода...

...Литературное произведение рассказывает об одном или нескольких событиях, длящихся во времени; повести, роману, короткому рассказу или драме присущи свои закономерности передачи времени. Писатель имеет множество возможностей показать последовательность или одновременность нескольких событий, их длительность или мгновенность. Художник-иллюстратор прежде всего сталкивается с задачей насыщения пространственных форм пластического искусства категориями времени. Он вынужден интерпретировать словесные образы так, чтобы категория времени осталась им присуща именно в той мере, какая предусмотрена писателем. Но то, как в каждом конкретном случае художник решает для себя проблему времени, в значительной степени определяется характер его иллюстрационной системы...

...Есть два способа иллюстрирования текста, - свидетельствует художник (Д. А. Дубинский). - Одни считают, что важнее всего иллюстрировать главные, узловые моменты книги. И действительно, кульминационные моменты наиболее зримы и ярко раскрывают весь строй мыслей, чувств и идей, владевших автором, в то же время они всегда написаны наиболее выпукло и весомо. К кульминации автор подводит всем предыдущим ходом повествования и вкладывает в эти страницы всю силу своего таланта. И меня одолевает сомнение: надо ли мне, художнику, средствами другого искусства вторгаться в самое сокровенное авторское? Не лучше ли обратиться к тем моментам, которые автор принуждён был дать бегло, вскользь, подчиняясь строгим законам композиции литературного произведения, но которые оставляют читателю возможность размышлять, подумать дают пищу его воображению? Конечно, моё ощущение сугубо индивидуально, но именно оно заставляет искать «боковые» ходы, помогающие подчеркнуть главное...

цитаты

Previous post Next post
Up