Продолжение. Про изменения в Конституцию Республики Мордовия

Jul 10, 2020 16:10

Дополнительное обоснование к публикации https://e-vikyra.livejournal.com/1051720.html про поправки в Конституцию Республики Мордовия.

Несколько полемично, так как взято из моих ответов на возражения народных избранников.

Мне ряд юристов предъявили Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. № 260-О и положениях Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», как аргумент, доказывающий невозможность изменения Конституции Республики РМ.

I. Однако, статьей 68 Конституции Российской Федерации установлено:
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В соответствии с требованиями статьи 68 Конституции РФ были приняты действующие Конституции республик Российской Федерации, а именно:
- статья 71 Конституции Республики Саха (Якутия) - присяга приносится на обоих государственных языках Республики Саха (Якутия);
- статья 71 Конституции Чувашии - присяга приносится на государственных языках Чувашской Республики;
- статья 70 Конституции Республики Бурятия - Глава Республики Бурятия должен владеть государственными языками Республики Бурятия;
- статья 73 Конституции Республики Бурятия - присяга приносится на государственных языках Республики Бурятия;
- статья 86 Конституции Республики Башкортостан - Глава Республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан;
- статья 75 Конституции Республики Коми наделяет правом законодательной инициативы общественное движение «Коми Войтыр»;
- статьи 91 и 93 Конституции Республики Татарстан - Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин, владеющий государственными языками и присяга приносится на двух государственных языках.
Несложно понять, что по сравнению с указанными Конституциями республик Конституция Республики Мордовия государственные языки мокша и эрзя находятся в заведомо неравном положении.
Это приводит в свою очередь к очевидному выводу, что руководителем республики может стать лицо, которое не знает национальные обычаи, историю, язык и культуру мордвы (мокша и эрзя). При этом, национальные элиты, будучи вытесненными на периферию, становятся триггерами протестных акций и удобной приманкой для зарубежных эмиссаров.
Получается, что вышеназванные республики, закрепившие в своих Конституциях равенство государственных языков, оказываются в более выгодном положении в плане их сохранения, чем наша республика, а также более благополучными в плане преодоления национальной розни.
Таким образом, в статью 66 можно внести изменения, взяв пример с республик, которые уже это сделали.

II. Статья 67 Конституции Республики Мордовия. В чем сложность для свежеизбранного Главы Республик Мордовия прочитать текст присяги на трех языках? Суть данного изменения вполне логично вытекает из статьи 68 Конституции Российской Федерации.

III. Согласно статьи 85 Конституции Республики Мордовия правом законодательной инициативы наделен «съезд мордовского народа». В настоящее время есть «съезд Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа», что уже отличается от первоначальной редакции Конституции Республики Мордовии и требует приведения в соответствие с учетом изменившегося названия съезда. Это возможно сделать без обращения данной организации. Поскольку съезд собирается один раз в 4 года, то более полно и всеобъемлюще интересы эрзянского и мокшанского народов были бы представлены на законодательном уровне именно в лице Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. В соответствии с п. 5.8 Устава этой организации «решения Исполкома принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Исполкома, присутствующих на заседании». Поскольку в настоящее время данная общественная организация не обладает правом законодательной инициативы, то обращение от нее в Госсобрание Республики Мордовия требуется лишь для понимания того факта, что она желает осуществлять право законодательной инициативы.

Екатерина Новикова

P.S. Памяти удмуртского ученого Альберта Разина посвящается..

права человека, Государственное Собрание РМ, Конституция Республики Мордовия, Республика Мордовия

Previous post Next post
Up