Сегодня меня разбудило утром в 7 часов СМС-оповещение. Сбербанк прислал, требует погасить долг по кредиту в сумме 1300 рублей. Все бы ничего, если не знать о чем идет речь. В отличие от первой истории , эта очень распространенная, за исключением ряда нюансов.
Летом 2015 года в Сбербанке предложили завести кредитную карту на сумму 15 000 рублей. Я согласилась. О возможности привязать эту карту к другому номеру телефона, а не к тому же, на который повесили зарплатную карту, меня почему-то не предупредили. Ок.
Прошло несколько месяцев, в конце ноября 2015 г. вечером я зашла на свою страничку Вконтакте и стала просматривать новости. Первое важное уточнение. Я это делаю очень редко.
И надо же, почти тут же выскакивает новость от партнера Сбербанка с просьбой перейти по ссылке о том, что если зарегистрироваться, то Вы получите 1000 рублей. Я по ссылке перешла. Стала регистрироваться, с меня потребовали идентификатор и номер карты. Я ввела номер зарплатной карты. А номер идентификатора я не помнила, ибо пользовалась всего 1 или 2 раза "Сбербанк Онлайн".
Я стала входить в свой личный кабинет в "Сбербанк-Онлайн" (не по ссылке). Войти почему-то не получалось, я позвонила по номеру горячей линии Сбербанка и мне сообщили номер идентификатора. Второе важное уточнение Коды подтверждения с номера 900 (который принадлежит Сбербанку) вдруг посыпались как из рога изобилия (не менее 5 СМС пришло). Третье важное уточнение Я никому не передавала пароли, ПИН-код, мне никто не звонил под видом работника Сбербанка, то есть абсолютно ничего из распространенного набора интернет-мошенничества в данном случае не наблюдалось.
И как только я вошла в свой личный кабинет (не по ссылке якобы партнера сбербанка, а в другом окошке), мне пришла СМС, что с меня списали 10000 рублей на Билайн в г. Москве. Дальше я заблокировала обе карты, и обратилась в полицию. Полиция никого не нашла.
В Интернете я увидела много любопытной информации на эту тему, статистику, например: [Spoiler (click to open)]
Понятно, да? Россия, конечно, может и дауншифтер, но с безопасностью в Интернет-сегменте банковских операций вакханалия творится только у одного банка. И порядок наводить нужно сначала в банке, который возглавляешь достаточно давно, а потом уже делать громкие заявления. У меня еще схема хотя бы чуть-чуть зашифрована под мошенническую, а бывает и такое:
Я зашла в "Сбербанк-онлайн" со своего персонального компьютера в г. Саранске. И тут же кто-то снимает деньги оттуда же в г. Москве с помощью мобильного приложения. Как такое возможно?? Даже в почту на Google так войти нельзя, он блокирует доступ неизвестного устройства. А тут, пожалуйста. Пользуйтесь, Сбербанк раздает деньги за счет клиентов!!
Выгода простая: в суд обратятся далеко не все. Люди на форумах в открытую пишут, что без участия сотрудников Сбербанка провернуть некоторые варианты мошеннических операций практически невозможно. (Читайте "третье важное уточнение")
Далее, я написала несколько претензий Сбербанку, на которые получила отписки "Мы ничего не знаем, у нас отличная система безопасности для сохранности финансовой информации" Я не буду вдаваться в дебри юриспруденции, однако поясню, что это абсолютно не так. В моем случае Сбербанк нарушил Закон "О защите прав потребителей", еще много разных нормативных актов и даже антитеррористическое законодательство.
В итоге я обратилась в суд. Подобных исковых заявлений очень много выложено в открытом доступе, но свои права знают далеко не все попавшие на разводки банка. Я так понимаю, что даже из пользователей форумов, где описаны дестяки таких случаев, были такие, кто в суд не обратился, а просто отдал свои деньги, причем выплатил с процентами.