На рисунке не изгнание козла, а католический пасквиль на вальденсов, якобы поклоняющихся козлу
Когда к середине XIX века в Европе уже невозможно было войти в фанатичную католическую или националистическую организацию (вроде немецкого Тугенбунда), а в масоны средний класс записывался уже не ротами, но батальонами, то стали появляться тайные революционные кружки.
Когда их дело победило, и в Европе установился пошлейший либеральный конституционализм, то возникли анархисты и радикальные суфражистки.
Успех большевизма вовлёк массу народа в подпольные и полуподпольные структуры Коминтерна.
Затем жажда экстрима была надолго удовлетворена антинацистским Сопротивлением, а в Америке - мафией и Ку-клукс-кланом, а потом "Обществом памяти Джона Берча", Арийской партией Америки, Чёрными пантерами и т.п.
70-е принесли левацкий терроризм в Западную Европу и диссидентское подполье в Восточную Европу. Тотальная победа либерализма привела к распространению исламистских революционно-фундаменталистских кружков. Главное - что бы было подполье с риском и стремление разрушить окружающий порядок.
Гипотеза. Западноевропейская цивилизация (возможно, со времён первохристиан и уже точно появления вальденсов, богумилов и ных манихейских еретических движений) постоянно порождает потребность в некоей подпольной сети радикальных врагов всей существующей системы. Радикальный - это готовой организовать насильственную революцию, готовой на терракты, снести до основания. Об этом и известная песня "Весь мир насилья мы разрушим до основания".
Это всегда подготовка "секулярного Апокалепсиса": последние станут первыми; разделения на агнцев (приносимых в жертву во избавления от рабства и смерти) и козлов (приносимых в жертву демону пустыню Азазелю - как говорили коэны над козлом отпущения: ле-Азазел).
Тоже с массовыми партиями в Европе. На смену поголовному участию в общинной жизни католиков пришли партии - секулярные квазицеркви. Создался тип массовой левой партии. Особенно это характерно как феномен послевоенной коммунистической партии антиистеблишмента в Италии и во Франции. Ходили многотысячными демонстрациями, требовали: ядерного разоружения запада и построения социализма. Устраивали фестивали своих газет.
Когда рухнул реальный социализм, всё это исчезло. И появились антиглобо с их карнавальными захватами чинных городов и огромный рост поддержки ультраправых популистов. И тут стало ясно, какую пользу приносили все эти марше-берлингуэры-коррильо: они агрессивное быдло рабочих окраин просвещали, приучали к пролетарскому интернационализму, воспитывали глубоко мирные, чинные формы протеста и глубокий реализм требований.