1. О ТОМ, ЧТО В КРЫМУ ДВА СУБЪЕКТА НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Ни один российский политик, в здравом уме и твёрдой памяти не осмелиться и заикнуться о возвращении Крыма Украине. Ни один приличный суд, даже российский, будь спор о Крыме предметом иска, не оставил бы Крым России. Нормальный виндикационный иск - изъятие из чужого незаконного владения. А потом суд уже разбирается с реституционными компенсациями и встречными требованиями.
Не надо ругать политиков - лет 10 назад в демократичнейшей Чехии просто изничтожали свою недавнюю икону - Вацлава Гавела за извинения перед немцами за жесточайшую этническую чистку Судет в 1945-46 годах.
Самый простой вариант с точки зрения международного права. Крым формально возвращается Украине, но находиться под контролем полицейских сил ООН. Обеспечивается свобода агитации, информационная прозрачность... Потом проходит референдум... Очень похожий по осмысленности и итогам на референдум в Саарской области в 1935 году.
Но основная проблема в том, что в Крыму два субъекта национального самоопределения: русские и крымскотатарский народ.
Русские - как этническая группа, составляющая большинство (как албанцы в Косово).
Крымскотатарский народ - как коренной народ, имевший Крым в качестве своего этнического государства на протяжении веков, и вытесняемый из Крыма ещё при Николае I, а потом ставший жертвой геноцида, в т.ч. формально. После аннексии Крыма на признанный репрессированным крымскотатарский народ распространяется Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов, который включает не только признание сталинских репрессий геноцидом, но и признание права на территориальную реабилитацию.
У русских - есть Россия, где русские реализовали своё право на национальное самоопределение. Об этом чётко говориться в преамбуле Конституции РФ: " Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов..." (русских "Новороссии" это также касается).
А у крымскотатарского народа нет иного места на земле для реализации права на национальное самоопределение кроме Крыма.
Крым - земля двух народов, как Палестина. И должно быть два государственных образования - две автономии, два кантона, если хотите. Ибо опыт с общей автономией провалился - русское большинство просто изнасиловало волю крымскотатарского народа.
Следовательно, по-честному, в переданном под временною администрацию ООН Крыму должно пройти два референдума. Один - на большей части полуострова - по принадлежности этой территории РФ, Украине или независимому государству. На территории компактного проживания крымскотатарского народа - есть ли желание выделиться в отдельное автономное национальное государство и в состав какого государства эта автономия хотела бы войти: в общекрымское, в РФ напрямую, в Украину, стать суверенным. Это и есть справедливая и правовая позиция - два народа, два самосознания, два самоопределения.
Да, будет постыдное разделение. Как Кипр, как Ирландия, как Косово, как Босния, как Карабах. Две границы - две стены. Колючка, патрули, десятилетия вражды. Полосатые столбы у Армянска и под Бахчисараем. Это - цена грубого разрушения Путиным хрупкого равновесия этнического и гражданского в Крыму и в Украине в марте 2014.
2. О КРАХЕ ЛЕНИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Как все гениальные планы, Ленинская Национальная Политика требовала тщательной продуманности деталей и непрерывного контроля за обеспечением гармоничности при реализации (т.е. говоря на совково-номенклатурном арго: "без перекосов, разбродов и шатаний"). Её суть - империя Романовых получает вторую жизнь за счёт стратегического обмана бушующих на тот момент этнических национализмов - каждому этносу создают опережающую его политические запросы псевднонациональную государственность: с обязательным титульным этническим названием (дабы с каждой казённой вывески, с каждого казённого бланка на него смотрело гордое имя его народа), с родным госязыком, с этически родной элитой и соплеменниками - начальниками (начальник - это тот, кто обращается к тебе "гражданин").
Однако все понимают, что нет в республике Советов более страшного политического преступления, чем принять эту игрушечную государственность за реальность. Для дополнительного контроля Москва следит за поддержанием социально-этнического демографического баланса - чтобы в каждой республике было достаточно "базового элемента" - русского пролетариата. Для азиатцев - допустимо расширение базы на славянский (или русскоязычный = славяне + евреи) элемент. Поэтому Украине прирезали Харьков (до 1918 года носивший название столицы Юга России) и шахтерские области; Чечне - казачьи станицы по Тереку, Казахстану - Южную Сибирь. Даже в классах, где учились дети и внуки ответработников, обязательно имели весомый процент гопников из рабочих семей.
Но тут и случился фатальный сбой. Небольшое отступление в сторону. Застой был уникальной стадией коммунизма: главной тайной (нарушение которой жестоко каралось) было то, что никто, даже члены Политбюро не верит ни в коммунизм, ни в мировую революцию, ни в пролетарский интернационализм. Немцы всё-таки верили в расовое превосходство над славянами и евреями. Исламисты верят в превосходство шариата над либеральным правовым сознанием. В СССР и странах соцлагеря в коммунизм не верил никто. Поэтому наряду с внешней госидеологией, возникла
крипто (тайная) госидеология. Во всех национальных республиках это была этнократия (доктрина власти титульного этноса в титульной республике). Русским подарили великодержавность, унаследованную от царей. Чучело же "пролетарского интернационализма" оставили в удел евреям и немцам.
Пока титульные коммунисты и чекисты поддакивали великоросским кадрам в их абсурдной политике геполитической борьбы с США и давления на евреев, эти кадры сквозь пальцы смотрели на весьма конкретную ассимилиторскую политику нацкадров - уже в отношении нетитульных меньшинств. Но кризис последнего смысла СССР - участия в Холодной войне привёл к тому, что криптоидеология вывернулась официальной. И на месте СССР и стран "социалистического содружества" возникли десятки националистических государств (некоторые - пока автономные). И тут очень помогли созданные по ленинскому плану симулякры нацгосударственности, в т.ч. и РСФСР. Этническим элитам не пришлось строить свою государственность, достаточно было захватить уже имеющуюся. Так и рухнул СССР. Так и осталось СНГ призраком (в отличие от Британского содружества, в странах которого были и иные идеологии, кроме национализма). А страны Восточной Европы подобрал Евросоюз. Тех, кого не успел - сцепились насмерть на руинах Югославии - второго грандиозного эксперимента по ленинским национальным проектам.
3. О ЛИБЕРЕЛИЗМЕ, НАЦИОНАЛИЗМЕ, ГЛУПОСТИ И ПОДЛОСТИ. Нынешние отечественные споры о соотношении либерализма и национализма проще понять, приложив к иному историческому опыту. Например, Франции, чья культура полтора столетия формировала русскую. Французский либерал был честен со своей совестью и со своими гуманистическими и демократическими убеждениями, когда с 1871 по 1918 год он требовал возвращения Эльзаса и Лотарингии. Но он был дураком, когда поддержал франко-бельгийскую интервенцию в Рурскую область в 1923 году. Он был бы подонком, если бы поддержал аннексию немецких земель до Рейна (Пфальц