Leave a comment

Послесловие. О "колородской вате" e_v_ikhlov September 26 2014, 21:02:45 UTC
Госдума, введя 20%-ую квоту на иностранную долю в СМИ, явно обрушила рынок гламурных изданий. Вот эта война с гламуром и показывает, что путинский перевод страны на рельсы "руссизма" привёл уже и к социокультурной архаизации.
Но сперва о "колорадо". С лёгкой руки Александра Невзорова так оскорбительнр называют сейчас в Украине тех, кто размахивает чёрно-оранжевыми георгиевскими ленточками и флагами. Читавших моё эссе "Граница и хмурые тучи" помнят, что я отметил, что поскольку культ победы 9 мая 1945 года (также как и культ Сталина) свойственен только современной русской цивилизации, то георгиевскими ленточками как бы обозначены границы русского цивилизационного ареала ("Русского мира" в буквальном смысле слова).
Но вернёмся к архаизации. И тут появляется тема "ватника". "Ватой", "ватниками" в Украине обзывают русских "руссистов" как в РФ, так и на оккупированных территориях. Но ватник как одежда имеет огромное символическое значение - с советских времён это признак отторжения суетливого мира шумных вестернизированных городов, потребительских страданий новорождающего брежневского "среднего класса", это стремление к сонному покою деревень и небольших городов.
Об этом стиле советской аскезы замечательная работа культуролога Владимира Паперного "Культура Два", написанная им 35 лет назад, в годы "махрового расцвета застоя".
Поэтому война нашего политического истеблишмента с гламуром - это подсознательное стремление вернуть совковую немудрящую простоту, перечеркнуть шесть десятилетий развития потребительства, развития ценностей приватного идеала и соревновательности. Их идеал - стандартно одетые аскеты, отгородившиеся от враждебного и насмешливого мира своей гордостью за воинские подвиги дедов и прадедов на полях мировых войн. Одним словом - "колорадская вата".

Прочитать работу Паперного можно здесь http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/

Reply


Leave a comment

Up