Остров Москва. Не о выборах

Mar 25, 2014 15:17


Просыпаюсь: «Здрасьте! Нет советской власти»

Советский фольклор

В прошлом мае и июне я оказался в большой идеологической полемике с уважаемыми коллегами - Гарри Каспаровым и Андреем Пионтковским. Это был спор об отношении к умеренным прогрессистам-западникам в путинском истеблишменте (по нынешней терминологии - сислибам, т.е. системным либералам). Я полагаю, что эта была вторая по важности дискуссия в протестном движении. Важнее была только о допустимости безоговорочной поддержки либеральной интеллигенцией Навального, невзирая на его ксенофобскую программу. Я очень сожалел, что либеральная интеллигенция так же мысленно согласилась принести азиатов-гастарбайтеров и выходцев с Кавказа в жертву, как её исторические предшественники - «попутчики» большевиков, морально смирились с тем, что в жертву модернизации безжалостно приносятся крестьянство и другие традиционные слои - духовенство, аристократия, ремесленники и мелкие торговцы.

Что же касается дискуссии по вопросу о том, надо ли было 10 декабря 2011 года призывать людей, воспитанных на передачах «Эхо Москвы», «Дождя», на просмотрах новостей на «Ленте.ру» и чтении «Коммерсанта» и «Новой газеты», идти на осаду Центризбиркома или хотя бы устраивать на площади Революции аналог декабрьского Киевского майдана, то я полагаю, что сейчас её абсурдность - очевидна. Из московских «креаклов» (креативный класс, правильнее, конечно, новый средний класс) «майданники» не получаются.

Но вернемся к моему спору с «демонтажниками» путинизма. Я посоветовал не подвергать самым резким нападкам либеральное крыло истеблишмента, не превращать его в образ главного врага в глазах протестного движения. Поскольку был убеждён, что после падения режима это крыло должно стать союзником победившей демократической силы. При этом я даже сказал, что создание тактического союз с умеренными в стане режима важнее, чем сохранение единства с радикальным крылом среди революционеров. Потому, что только такой союз «умеренных» может обеспечить плавный ход социально-политической эволюции, избежать срыва в радикализацию революции. События Украинской Февральской Антикриминальной революции, как мне кажется, подтвердили мою правоту. Сравнительно быстрым и безболезненным способом избавиться от Януковича, создать новое правительство и за месяц стабилизировать власть удалось только в результате перехода части олигархов, а также десятков депутатов-регионалов, значительной части госаппарата «на сторону революции». При этом явно отсекается наиболее радикальное крыло революционеров - «Правый сектор». И это несмотря на решающую роль правого ополчения во время драматических событий 18-22 февраля 2014 года. Управление во время революции - это, вообще, всегда очень сложное и циничное маневрирование между правыми и левыми флангами.

Во время моей полемики с Гарри Кимовичем я использовал два сравнения. Первое отталкивалось от знаменитого романа Василия Аксёнова «Остров Крым». Фабула романа такова. Крым - географически остров. Врангелю удалось отбить атаку Красной армии и на острове создано идеальное буржуазно-демократическое государство. Однако к концу 70-х годов на острове возникает леволиберальное движение за воссоединение с Россией, порицаемое автором. Замысел идеологов этого «Союза общей судьбы» - влив в СССР несколько миллионов людей с западным менталитетом, увеличить критическую массу сторонников западных рыночных и демократических ценностей среди интеллигенции и советского «среднего класса», чтобы нейтрализовать влияние постсталинистов и толкнуть советское общество на путь реформ, которые через несколько лет после выхода романа назовут «перестройкой». Роман кончается внезапной интервенцией советских войск в Крым, замаскированной под военно-спортивные игры «Весна».

Интересно, отметил я в ходе дискуссии, насколько реальность 80-х опровергла Аксёнова и доказала правоту главного героя романа - «объединителя» Лучникова. Именно усилиями ориентированных на западные ценности свободы и демократии слоёв в советской интеллигенции и в партийно-хозяйственном аппарате удалось превратить горбачёвское «ускорение» в нормальные либеральные реформы, а потом обречь постсталинистов и ГКЧП на быстрое поражение.

Я даже предположил, как бы развивался ход событий в романе Василия Аксёнова. Раздавленный советизацией Крым во время перестройки воспрял, но когда из Восточно-средиземноморской автономной республики в составе РСФСР захотел снова стать суверенным государством, Ельцин бросил туда войска.

Тот Крым я уподобил советскому либерально-западническому среднему классу, возникшему в конце 60-х, который так помог при развилке 1983-85 годов верхушке КПСС предпочесть неосталинской реставрации путь реформ, а затем сыграл решающую роль в превращении социалистического реформирования в буржуазное.

И сейчас, писал я год назад, «остров Крым» - это тонкий слой либералов-западников над массой традиционалистов, охваченных имперским экстазом. Ста тысячам «болотных» Путин явно предпочёл миллион алчущий прикоснуться к мощам, поясам, волосам, подвескам… И напрасно эти сто тысяч взывали, что они - лучше, ибо - креативные, а миллион - это жалкие патерналистские анчоусы.

В своих спорах я упомянул драму антисталинской партийной оппозиции конца 20-х, которые понимали, что старые большевики - носители «ленинской традиции» - тончайший слой в ненавидящих их стране. Поэтому, они сознательно отказались вынести свою борьбу с зарождающимся сталинизмом в общества, из закрытого мира внутрипартийных интриг. Ибо это, опасались они, обрушит разбуженное общество не только на сталинистов, но и на большевизм вообще. Точно такую же драму пережили сислибы в 2012 году, в чём честно признались. Либеральная фронда могла помочь в устранении Путина, но крах путинизма, имеющего чётко персоналистский характер, неминуемо повлёк бы за собой и крах всей послеагустовской социально-политической системы. Либеральная фронда отступила… И оказалась заложником «крымского разворота» Путина, явно спровоцировавшего новую холодную войну и самоизоляцию России. Антисталинская фронда 20-х заплатила за свою нерешительность во время Большого террора 1934-39 годов. Антипутинская - сейчас в тоске и ужасе ждёт расплаты за свои «прогрешения».

Но сейчас, утверждаю я, у протестного движения, т.е. сторонников ликвидации путинизма, нет иного союзника, чем этот слой умеренных системных либералов. И те, и те выступают за западные ценности, т.е. приоритет личных прав. Не стоит очень злорадствовать - они получили своё, но они - единственный слой, после краха путинизма, способный стать костяком квалифицированной альтернативной управленческой элиты.

Почему либеральное крыло протестного движения потеряло значительную часть левых союзников, отбросивших в имперском экстазе интернационализм? В этом нельзя разобраться, не поняв принципиальное отличие отечественных левых от левых европейцев. Левый (марксистский в своей основе) интернационализм был протестом против разжигания национализма, разделяющего народы внутри одной - западной цивилизации, основанной на признании прав личности. Российские левые отвергают не буржуазное в своей цивилизации, они отрицают всю западную цивилизацию как буржуазную. Поэтому новая холодная война им по нраву - они решили, что Путин за них сделает такую огромную работу, как цивилизационное обособление России от Европы. Отличие западных левых от российских можно лучше понять, проведя сравнение с христианской критикой иудаизма. Сперва, при первых христианах, полемика шла внутри иудаизма, с опорой на традицию пророков, противопоставляемых храмовой традиции. Но затем появился феномен «христианского антисемитизма» - уже в виде нападок на иудаизм с позиций внешних - языческо-гностических. Точно также российские левые в своём большинстве - не противники буржуазности, но противники западности. И то, что они активно используют антизападное интеллектуальное направление внутри самого Запада, ничего не меняет. Любое западное движение исходит из понятия суверенности личности. Ни в одном незападном в своей культурной основе движении такого понятия нет.

Сегодня в России произошло новое размежевание - не противники путинизма и его защитники, как несколько лет назад, но сторонники европейского пути с его приоритетом личных прав и гражданского общества над государством, и всеми их оппонентами.

Ситуация буквально перевернулась. Ещё три года назад казалось, что почти все, кроме, как выражались советские газеты, «правящей клики и её наймитов», против путинизма. И вдруг, все - за «воссоединение», и только «жалкая кучка нано-национал-предателей» считает происходящее катастрофой и семимильным шагом к фашизации страны. Так уже было, например, в 1863м году, когда поддержав польское восстание, Герцен мгновенно растерял и всю популярность и все тиражи «Колокола». Так было в августе 1968, когда вторжение в Чехословакию заставило прижать хвосты многочисленных «детей XX съезда», и в октябре 1999 года, когда начало Второй чеченской войны раскололо либералов, превратив «антивоенное движение» почти в горстку городских сумасшедших.

Немного о патриотизме. Почему то считается, что патриот - всегда за войну и территориальную экспансию. Советую мысленный эксперимент: берём самого ярого патриота-державника и на уэллсовой машине времени отправляем в июль 1914 года. И пусть он обегает редакции, думские фракции и светские салоны, заклиная плюнуть на амбиции сербов (пусть на коленях вымаливают у Вены прощение за сараевский теракт) и любой ценой предотвратить войну.

Нынешняя популярность Путина - вещь скоропортящаяся. То, что происходит сейчас (жуткая фраза) - это реверс социокультурной инверсии. Перевожу. С точки зрения теорий философа Александра Ахиезера, социальное развитие в культурно расколотом обществе развивается по принципу движения маятника. Этот маятник проходит череду определённых стадий. Чем больше отклонение в одну сторону, тем сильнее импульс для возвращения. Теперь представим себе, что на пути маятника ставят пружину, временно отбрасывающего его обратно… И новый, ещё более сильный удар. Два примера реверса инверсии и его последствий. Обвальное падение популярности Николая II осенью 1916 года - после искусственного всплеска популярности 1914 года, вызванного началом войны. Обвальное падение популярности Горбачева и вообще советской системы в 1988 году - после «перестроечного» триумфа 1985-87 годов.

Когда путинизм, превратившийся в руссизм http://vestnikcivitas.ru/pbls/3313, начнёт обваливаться, единственным союзником «внесистемных» демократов окажется элитарная фронда. «Остров Москва» - почти единственный значимый слой европеизированной части общества должен устоять в волнах революционной стихии. Сохранение этого слоя - критически важно для развития страны, точнее, для сохранения самой возможности такого развития.

На естественный вопрос «когда» я попытаюсь ответить загадочно. Русская история явно членится на этапы, каждый из которых выступает в качестве цивилизационного антагониста по отношению к предыдущему. Каково же соотношение между ними. Советская власть держалась 74 года. Её предшественник - петербургский период самодержавия - в три раза дольше, от конца XVII века. Следующий шаг отбрасывает нас к к началу XI века, когда сложилась древнерусская империя. Вывод из этого такой - послеавгустовская система обречена существовать где-то четверть века. Если от последнего взлёта советского коммунизма - Московской Олимпиады и вторжения в Афганистан до распада прошло 11 лет, а агония системы стала очевидна уже на 5 лет раньше, то сжатие исторической спирали уже через год несёт нам много сюрпризов.

христиане, левые, Андрей Пионтковский, Ельцин, Руссизм, Александр Герцен, либералы, западная цивилизация, Крым, иудеи, Революция, Гарри Каспаров, Путинизм

Previous post Next post
Up