Диптих: спор правого просто А.Лукьянова с правым либералом Е.Ихловым

Nov 03, 2013 18:42

1. О необходимости сохранения и реформирования уголовной статьи за разжигание ненависти
http://www.kasparov.ru/material.php?id=52737B8A096D4

282+

Статья (http://www.kasparov.ru/material.php?id=5270DB9AAAEE0§ion_id=444F8A447242B) одного из [бывших - прим. автора] членов руководства либерального Движения "Солидарность" Александра Лукьянова по вечному поводу "282-ой статьи УК" меня огорчила. Наигранной наивностью. Если бы автор принадлежал к "народно-патриотам" или "национал-демократам", я бы не удивлялся. Но от собрата-либерала ждешь рациональности, а также некоторых познаний в области истории и права. Коллега Лукьянов выступил за исключение из уголовного кодекса наказания за разжигание групповой (расовой, национальной, религиозной, социальной) ненависти и вражды, за унижение достоинства в связи с принадлежностью к группе. Предложив заменить их моральным осуждением разжиганта и саморегулированием гражданского общества.
Прежде всего, никакой моральной нормы в нашем обществе нет. Это на Западе носитель людоедских взглядов подвергается настоящему остракизму. В России он всегда найдет обширную эконишу поклонников. Нет у нас и гражданского общества - за исключением гоняемых прокуратурой НКО, закрываемых прокуратурой СМИ и нерегистрируемых Минюстом или закрываемых прокуратурой партий.
Поэтому может быть два варианта. Первый - государство преследует, в том числе, и распространение человеконенавистнических взглядов. Второй - государство этого не делает.
Сперва правовой аспект. Российская конституция прямо запрещает распространение таких взглядов: "2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства" (статья 29)".
Если нечто запрещено Основным законом, то должна быть санкция за нарушение. Это запрет прямо вытекает из норм международного права: "1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. (Статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года).

В США, который вечно ставят в пример Первой поправкой, "преступления ненависти", т.е. мотивы группой вражды (к любому меньшинству) при совершении преступления - весьма и весьма отягчают приговор. Одновременно в США очень распространено преследование расистов (в расширительном толковании этого слова, включая гомофобию) гражданскими исками, чего у нас невозможно.

Разумеется, можно практически полностью легализовать пропаганду ненависти - постановление Пленума Верховного суда РФ, предельно сужающее применение запрета; смягчение санкции до символической… Тогда мы вернемся в мир до 1945 года. Как известно, если в западных странах и ограничивалась свобода слова, то только в случае критики властей или господствующей идеологии (включая правящую церковь). Такие ограничения трактовались как признак авторитаризма, полицейщины и прочего попрания демократических прав. Поэтому на Западе бушевала расистская пропаганда. В прямом и косвенном виде. В США - антинегритянская. В Европе - антисемитская. Например, с ноября 1918 по январь 1933 год в Германии самая разнузданная антисемитская пропаганда никак не ограничивалась. После 9 мая 1945 года она оказалась вне закона.
Когда сбудутся чаяния академической общественности и у нас отменят ЕГЭ, то вопрос на госэкзаменах по новейшей истории может звучать приблизительно так: "Что произошло в 1945 году, после чего в Германии запретили публичное выражение ксенофобских взглядов?". При сохранении ЕГЭ может быть три варианта ответа: а) покончил с собой Гитлер; б) американцы создали атомную бомбу; в) советские войска в январе, а союзные в апреле заняли территории, на которых были лагеря смерти, со следами уничтожения миллионов людей.

Если бы в Веймарской Германии был аналог 282-ой статьи, то Гитлера, Геббельса, Розенберга, Штрайхера посадили бы на пару лет уже начале 20-х, и никакого НСДАП у власти бы не было. И все бы остались живы, включая вышеперечисленных господ. А то пришлось вешать в Нюрнберге. И ведь только за слова, за выражение субъективных, оценочных мнений…
Сейчас, когда по стране пошла мощнейшая ксенофобская волна, которая идет по знаменем "очищения" России от "инородцев и иноверцев" и которая уже привела к цепной реакции погромов, легализация расистской пропаганды приведет к тому, что антикавказские и антиисламские призывы покроют инет, стены домов и полосы желтой прессы. И воспоследует вполне содержательный ответ противной стороны. А потом от слов перейдут к делу.

282 статью называют "русской", точно так же как 228-ую (наркотики) - "народной" и "молодежной". Это притом, что сторонникам радикального или "чистого" ислама экстремизм вменяют с большим удовольствием. Значит, среди общей массы ксенофобской пропаганды преобладает именно ненависть к этническим меньшинствам. Случаи же преследования блогеров из национальных меньшинств, написавших, что доколе их древний и гордый народ будет стенать под игом этих…, единичны.
Единственный недемагогический выход из ситуации - это добиваться ограничения диспозиции статьи 282 УК РФ рамками формулировок второй части 20 статьи Международного пакта. С учетом установленного Конституцией РФ (ст. 14) приоритета международного права над внутрироссийским.

2. "Довод господина Лукьянова о том, что нацизм стал итогом закономерного общественного запроса, довольно лукав"
http://www.kasparov.ru/material.php?id=527554A63395F§ion_id=444F8A447242B

Люблю добрую принципиальную дискуссию

Мой оппонент, бывший солидарновец А. Лукьянов мастерски подловил (http://www.kasparov.ru/material.php?id=5274C773AB0F0§ion_id=444F8A447242B) меня на незнании волнующих перипетий его политической биографии и недифференцированном подходе к классификации отечественного либерализма. В незнании того, что Лукьянов весной покинул Движение «Солидарность», я каюсь. Не отследил. Но несколько лет мы с ним всё-таки в одной политической организации были, т.е. я ошибся на полгода.

Когда я неосмотрительно назвал господина Лукьянова «либералом», я исходил из более грубого деления политического спектра. Я отлично знаю, что в современном западном мире главные политические ристалища ведутся между левыми и правыми либералами. К правому крылу правых либералов относит себя и мой оппонент, ошибочно (я бы сказал, клеветнически, отнеся меня к левым либералам). Но мы ещё не достигли таких нюансов, чтобы споры «между Рейганом и Обамой» имели для нас значения. Как для советских диссидентов в 1968 году не был столь принципиальным спор сторонников Линдона Джонсона и Ричарда Никсона. Была американская демократическая альтернатива тоталитарной советчине.
Или если угодно - большевики в 1914 году знать не знали, что судьбу их партии решит спор между Бухариным и Зиновьевым в 1925 году.

Российский либерал, в моём понимании, это человек, идеологически находящийся между Кудриным, Илларионовым, Ходорковским и Митрохиным.
О верности традиционным ценностям применительно к России я серьёзно говорить не способен - у нас нет традиционных ценностей - есть ценности патриархального села и фабрично-заводской окраины. От этого, кстати, «криминальная гомофобия» - мужчина не должен любить мужчину, но может его изнасиловать. И так далее, по всем ценностям. Именно поэтому, мы, молодые задорные либералы 1991 года, так подшучивали над теми, кто после краха ГКЧП, объявил себя «консерватором».

Англосаксам легко объявлять себя консерваторами - у них «Хабеас корпус акт» появился за сто лет до французской «Декларации человека и гражданина», а «Великая Хартия вольности», вообще ровесница отпрысков Всеволода Большого гнездо и основания Нижнего Новгорода.

В Америке общество, абсолютно либеральное по российским критериям, разделилось почти поровну по вопросу об абортах, а позднее - об отмене смертной казни и однополых браках. Более того, идейная борьба между правыми и левыми либералами - это главный конфликт западного общества. В России очень долго конфронтация проходила по вопросу о том, нужна ли стране буржуазная демократия или просвещенный патерналистский авторитаризм.
Спор о том, признавать ли - из соображений тактики - легитимность властей предержащих или упорно требовать свободных перевыборов, с декабря 2011 года носил принципиальнейший характер. И в этом, я уверен, мы с Александром Лукьяновым находимся по одну сторону баррикад. Но дальше начался новый раскол. Прежде чем я перейду к нему, небольшое отступление.
Мой оппонент, постулируя полную и неограниченную свободу слова, деликатно упустил мой главный довод - именно отсутствие наказания за пропаганду ненависти (преимущественно антисемитской) обеспечило приход к власти нацистов и создало психологическую атмосферу, в которой смог произойти Холокост. И «Майн кампф», «Протоколы Сионских мудрецов» надо было признать экстремистскими 85 лет назад.
Довод господина Лукьянова о том, что нацизм стал итогом закономерного общественного запроса, довольно лукав. Большевизм закрепился только в России - на Кавказ, в Сибирь, в Украину и в Центральную Азию он пришёл на красноармейских штыках. Куда штыки не дошли - там он не закрепился. А ведь нешуточный общественный запрос был вплоть до Италии, не говоря уже о Германии и Венгрии. Фашизм захлебнулся во Франции и в Австрии в 1934 году. В Британии он был скорее опереточным. Без возможности делать ставку на «зоологический антисемитизм» НСДАП была чем-то вроде соединения рогозинской «Родины» с лимоновцами до 2004 года. А ещё были польские правые, на волне антисемитизма оттеснившие от власти наследников Пилсудского и заключившие союз с Германией, были погромщики из «железной гвардии» Кодряну в Румынии. Поэтому применение в Веймарской Германии законодательных ограничений свободы, принятых в ФРГ, избавили бы и народы мира от множества бед. Включая и немецкий народ.

Об абсолютности свободы. Все понимают обоснованность запрета порнографии для детей, но если духовно общество только вышло из средневековья и сознание большинства вполне подростковое, то, исходя из этого, определённые ограничения, наверное, допустимы.

Вернемся к идейному расколу в стане российских либералов. Почти внезапно расхождение по вопросу о признании легитимности путинского режима отошло на второй-третий план. Главным стал вопрос об отношении к мигрантам из Азии и внутренней миграции из Северного Кавказа.
Я отдаю себе отчёт, что лозунг «даешь визы» - это самая сильная диверсия против Путина.
Введение виз «на восточном направлении» взрывает все надежды Путина на выстраивание российской зоны влияния на Южном Кавказе и в Центральной Азии (которая переходит в зоны влияния США и Китая). А ведь его евразийский план - фундамент его внешней политики, особенно после провалов на белорусском и украинском направлениях. Лозунг «хватит кормить Кавказ» перечеркивает главное достижение путинского правления - восстановление контроля над Северным Кавказом и прорыв за хребет - в Абхазию и Цхинвальский регион (Республика Южная Осетия).
Призывы к визам и декавказизации также разрушают путинизм, как призыв к многопартийности разрушал советскую систему 24 года назад.
Речь может идти только о моральной допустимости применения столь смертельного оружия действительно массового поражения. У Путина нет никаких «скреп», кроме кисло-сладких заклинаний о единстве исторических судеб. Путинизм может бомбить, стрелять, сажать. И всё. Последние 15 лет отечественный истеблишмент вовсю эксплуатировал русский консервативный национализм. И закономерно становится жертвой тех, кто делает лишь еще один следующий шаг. Совмещая его с антикоррупционными лозунгами.

Новый раскол действительно прошёл по либеральной оппозиции, условно разделив её на правых и левых (вне отношения к такому принципиальному для западных либералов вопросу как экономический дирижизм).
«Левые», как и автор этих строк, носились с утопией, что в Российской Федерации возможно формирование внеэтнической и внеконфессиональной гражданской нации (по образцу стран Западного полушария).

«Правые» сделали ставку на европейскую версию построения нации вокруг открыто доминирующего этнического ядра. Вариант, который был отвергнут в США полтораста лет назад, когда приход в страну миллионов ирландцев, сотен тысяч немцев, итальянцев, поляков и евреев, а потом и пуэрториканцев не позволил превратить всех пришельцев в англосаксов протестантов в качестве магистрального направления национального строительства.

Приблизительно в то же время, когда Америка стала спешно строить «плавильный котёл», полярный по вектору выбор был сделан немцами. Область доминирования немецкой культуры - через Дунайскую монархию - распространялась на всю центральную Европу (славянские элиты были вполне германизированы), а через польских евреев - на Восточную Европу. Но ставка была сделана на «пангерманизм». Славян, а потом и буквально влюбленных в Германию евреев объявили опасными чужаками.

Принудительное превращение складывающейся великой немецкой субцивилизации (с потенциалом до 100 млн. человек) в этническую нацию привёл к судорогам национальной психологии, завершившимся появлением нацизма в качестве одной из ведущих политических сил.
Это - урок «правым либералам», которые сейчас стремятся превратить сложившуюся русскую европейскую субцивилизацию в русскую этническую нацию, зачистив её от тюркско-исламского и кавказского компонентов. Поэтому, повторюсь ещё раз,
требование свободы ксенофобских высказываний - это обеспечение условий для этнического «очищения» территории будущего Русского государства от этно-религиозных компонентов, которые будущие строители такого государства не готовы интегрировать в новую нацию.
Российские «правые либералы» сделали ставку на такой вариант. Для этого они пользуются уже заботливо подготовленным для них историей инструментарием - идеологией «бремени белого человека» и национал-либерализмом вековой давности. Получается, что для России замыкается историческая петля. Четверть века назад Маргарет Тэтчер шутила, что социализм - это самый длинный путь к капитализму. Сейчас можно сказать, что социализм и послеавгустовская система стали самым долгим путём к вычленению из Российской империи «русской России». От судьбы уйти не удалось - демократическая Большая Россия оказалась такой же утопией, как социализм. И сегодня над «левыми либералами» можно также издевательски смеяться, как смеялись осенью 1991 года торжествующие либералы над мечтавшими о демократическом социализме и о превращении СССР в демократическую конфедерацию.
Вот в этих процессах завершающегося распада Российской империи и есть подоплёка споров «правых» и «левых» либералов. Одни, как им кажется, поставили паруса под ветры истории. Другие - чаще сконфужено помалкивают. И чтобы не оказаться вместе с Путиным и Патриархией в одном лагере, и, возможно, потому что участь нерусифицированных кавказцев и азиатских гастарбайтеров не кажется настолько важной проблемой, чтобы идти против напора общественного мнения.

Кавказ, путинизм, гражданская нация, Гитлер, левые, социализм, Геббельс, Путин, правые, Центральная Азия, мигранты, распад империи, либералы, США, Россия, империя, Движение "Солидарность", Штрайхер, Розенберг

Previous post Next post
Up