ФАНДОРИН И ЦАРСТВО ИУДЕЙСКОЕ

Jan 26, 2012 15:09


Принц Иудеи или Притча об исторической обреченности




Авир гарим цалуль ка-яин
Вэ-рэйах ораним
Ниса бэ-руах hа-арбаим
Им коль паамоним

(Прохладен воздух пред закатом,
Прозрачен, как вино.
Дыханье сосен ароматных
И звон колоколов)

«Иерусалим золотой»

Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе. 
Джон Донн

У Станислава Лема была гениальная идея - в тех случаях, когда сюжет важнее психологии, ограничиться рецензиями на несуществующие романы, в которых и излагать идею. 
          Если бы я был Акуниным, то написал бы авантюрно-исторический роман «Принц Иудейский». Фандоринского цикла, как бы финал «Турецкого гамбита». Его контуры пришли мне в голову, когда я созерцал всеобщий захлеб по поводу свадьбы принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Излагаю сюжет романа.*

Перенесёмся на сто лет назад, в 1911 год.

Март. Под Киевом найдено израненное тело подростка Андрюши Ющинского. Так начинается позорнейшее для царской юстиции «дело Бейлиса», ставшее «Полицейской Цусимой». 
          Июнь. В марокканский порт Агадир заходит германская канонерская лодка «Пантера». Начинается II Марокканский кризис, убедивший всех политиков и генералов великих держав: общеевропейская война неизбежна.

Сентябрь. В Киеве революционер-«оборотень» Богров стреляет и ранит премьера Столыпина. 
          Дальше развилка. Богрова убивает охрана в момент покушения. Столыпин несильно ранен и выздоравливает.

Проходит год. В октябре 1912, как и положено, начинается I Балканская война. Столыпин пытается остановить эскалацию конфликта («дайте 20 лет спокойствия»), за что подвергается неистовой травле «панславистов». Одновременно премьер велит прекратить позорящее страну дело Бейлиса. В начале декабря арестована содержательница шалмана Вера Чибиряк, и управляющий кирпичным заводом Менахем-Мендл-Тевье Бейлис выходит на свободу. 11 декабря на Манежную площадь первопрестольной выходят шесть тысяч «истинно русских людей», они начинают молитвенное стояние - протест против «подкупленной жидами прокуратуры». В последующие дни по империи прокатываются еврейские погромы, есть убитые. В Государственной думе поставлен вопрос о гражданском равноправии для иудеев. В ответ новая волна погромов. 
          Весна 1913 года. Развивая победоносное наступление, войска сербского генерала Радко Младича начинают кровопролитные бои в пригородах Истамбула. При этом они ведут себя так, что даже сдержанная лондонская «Таймс» выходит с заголовком «Славянские каннибалы». Палата общин требует от военно-морского министра Черчилля «интервенции во имя гуманизма». Британский флот движется к Проливам с юга, Черноморский - с севера. И тут российская дипломатия одерживает сокрушительную победу - реванш за берлинскую конференцию 1878 г.: Османская империя соглашается - в обмен на отход сербских, греческих и болгарских войск от столицы - на создание союзного с Российской империей еврейского государства на Святой Земле. 
          Описание синхронной атаки на Столыпина: от Милюкова, каждую статью заканчивавшего словами «Константинополь должен быть русским», до черносотенцев, упрекающих его в предательстве православия, - еще день-два боев и над Айя-София воссиял бы крест (и английские крейсера утопили русскую эскадру). 
          Далее идут описания дипломатических интриг. Париж поддерживает Петербург - в обмен на создание автономного Финикийского княжества на Ливанском побережье. Проходит международная конференция. Решено, что возрожденное еврейское государство, разумеется, не будет республикой, но монархией - вассальной к императору Всероссийскому. Поскольку по очевидным причинам подобрать бесхозного немецкого принца, как это было при установлении суверенной монархии в случаях с Грецией, Норвегией, Румынией и Болгарией, в данном случае невозможно, то будущий царь Иудейский должен быть не просто иудей, но из Дома Давидова. Сообщение о восстановлении Страны Израиля вызвало неистовый вал радости в еврейских кругах. Недовольны были только социалисты, которые выступали против создания «кукольной марионеточной монархии».

Пока в Хайфе высаживался десант и спешно создавались первые структуры новой государственности под временной эгидой российского генерал-губернатора, шла тайная и ответственная работа по отбору кандидатур на иудейский престол. После консультаций с раввинами, собранными на Ваад Четырёх земель (Совет евреев Литвы, Царства Польского, Белоруссии и Украины), выяснилось, представитель наиболее прямой линии - киевлянин Вениамин Ходоров (реальная фамилия потомков царя Давида), уехавший в 1906 г. в Америку и живущий в Нью-Йорке.

Очень быстро к новоиспеченному американцу Бенджамену Ходору приходит богатый адвокат (по совместительству - русский агент) и «делает предложение, от которого трудно отказаться». Но слышит отказ. Бенджамен - атеист и социалист, профсоюзный смутьян на фабрике Зингера, и быть «марионеточным туземным царьком при кровавом царизме» отказывается наотрез.

Одновременно стало известно, что и германские круги не дремлют - в Берлине есть своя кандидатура из знатного рода Реб Алтера - молодой гамбургский борец Стефан Сигал. Положение отчаянное - срывается роскошнейшая международная комбинация, отдающая России ключи от Ближнего Востока. Тогда к «мистеру Ходору» приходит целая раввинская делегация - просят встретиться с официальным представителем Петербурга. Этот представитель - тайный советник Эраст Фандорин (надеюсь, что мой любимый автор Акунин не обидится за использование его героя в этой пародии, переделывать его в фон Дорина или Пандорина мне показалось безвкусицей). Эраст Петрович делает это по личной просьбе Столыпина, убедившего его вернуться на службу Отечеству, естественно, с повышением в чине. Трогательные колебания отставного сыщика, всё-таки «завербованного» Петром Аркадьевичем, который расписал ему свои грандиозные планы по преодолению антисемитизма.

Фандорин передаёт Ходору условия: немедленный императорский указ об отмене запрета евреям черты оседлости селиться за пределами местечек (выполнению запрета посвящен знаменитый ленкомовский спектакль «Поминальная молитва»). Слово дворянина, что через четыре года, в ноябре 1917, черты оседлости не будет. Полная возможность вводить в Иудее самые справедливые законы. Следует неохотное согласие. «Кстати, за мужество и самоотверженность, проявленную Вами в ноябре 1905 года при отпоре антигосударственным погромщикам [тогда жандармерия проморгала, сейчас тот донос очень пригодился], Государь награждает Вас орденом святой Анны III степени и баронским титулом - Вы отныне потомственный дворянин Российской Империи… Так сказать, награда нашла героя [не могут же высшие сановники и сам император принимать простолюдина из мастерской по починке швейных машинок]».

Затем вкусное описание живописного Всемирного Еврейского Собора (Кнессета), избирающего Вениамина ЦАРЁМ ИУДЕЙСКИМ (МЕЛЕК ХА-ЯГУДИ). Также было решено, что дворянства в возрожденном Израиле не будет - только родственники царя будут носить княжеский титул (наси).

Негодующий уход с Собора делегатов от Бунда («мы хотим социальной демократии на своей земле, а не на окраине Турецкой империи»).

Тронное имя будет - Реувени Первый, в память о Давиде Реубени, великом вожде еврейства в XVI веке. Еще одна проблема - холостой не может короноваться! У Бенджамена-Вениамина есть невеста - Ревекка (Сора-Рива-Двойра). Но - она простая девчонка! Есть идеальная кандидатура, тоже из давидитов - Дина Абарбанель [напрямую от самого дона Иегуды Абарбанеля!!!], внучка известного львовского кукольного мастера. Поскольку Дина потомок испанских евреев, то произойдет символическое слияние ашкеназийского и сефардского разветвлений еврейства, а их отпрыск - вновь объединит народ Израиля. А Риве - всё, что скажешь: первой статс-дамой, министром призрения… После первого принципиального компромисса, второй идёт уже легче. Первого же намёка оказалось достаточно, чтобы гордая барышня убежала в рыданиях. Всё это, разумеется, происходит в Базеле.

Дальше - следует аудиенция принца Иудейского у его сюзерена - Николая II. В почётном карауле - спешно созданное еврейское лейб-конвойное казачество Войска Иерусалимского. Лихие кубанки и «вейся, вейся пейсик кучерявый». Исполняются «Боже, храни Царя» и «Иерусалим золотой». Государь лично выбрал иудеям гимн. «Песню надежды» отверг, как «слишком сионистскую», «Иерушалаим шель захав» ему понравился куда больше - по-русски задумчиво-раздольная и про колокола в ней поётся  . 
          На аудиенции самодержец заверяет новоиспеченного «венценосного брата», что все иудеи Империи, пожелавшие стать подданными царя Иудейского, обретут всю полноту гражданских прав иностранных поданных, включая свободу передвижения по стране, отмену ограничений на поступление в гимназии и университеты для их детей. Тут Реувени I понимает, как его безбожно «кинули» - российские евреи не получат равноправия, им меняют гражданские права на отказ от политических свобод. Но обратного хода нет.

Описать брожение в еврейской среде в черте оседлости: кто-то собирается ехать (от царя полагаются подъёмные), а кто-то не может расстаться с родным очагом. 
          Яростные интриги: заранее лихорадочно делятся министерские посты, подряды на железнодорожное строительство, места под застройку домов, вилл и официальных резиденций… 
          Но вот приближается момент венчания. Оно произойдёт у Стены Плача в конце июня 1914. Газеты мира смакуют невиданное событие - впервые за две тысячи лет венчание иудейского принца и принцессы Дины (впрочем, всё называют ее только так: «принцесса Диана»). Главный куратор проекта - тайный советник Фандорин.

Во время торжественного проезда по Иерусалиму внезапно выбежавшие молодые люди в бедуинских клетчатых накидках начинают стрелять в пролетку и кидают бомбу. Принц и принцесса погибли. Шок и ужас. Мировое еврейство в безутешном горе. 
          Эраст Петрович проводит чудеса оперативно-следственных мероприятий (в духе «Пелагии и Красного петуха» и в тех же местах). Террористы - арабские националисты. Но православные. Очень скоро в руках мастера они начинают «петь кенарем». И - о, ужас!!! - из показаний старшего бомбиста Габриэля абд ар-Ра'уф ал-Кудвах аль-Хусейни следует, что следы заговора ведут в Императорское Палестинское общество. Неутомимый Фандорин проводит расследование уже в Обществе, «копает дальше» и арестовывает организатора. Тот упирается, но, в конце концов, сознается: нити ведут в Петербург. Тайное православное мистическое общество, начитавшись «Протоколов сионских мудрецов» и других опусов Нилуса, пришло к выводу - коронация иудейского царя означает приход Антихриста. Антихристовы планы Столыпина и других врагов православия должны быть разрушены, а на Святой Земле - создано православное опричное царство. Дальше было уже дело техники - сколотить из арабских мальчишек организацию «Красная рука», объяснив, что переселившиеся евреи сгонят арабов с их земли. 
          23 июля 1914 года Фандорин идет в спецкомнату давать в Петербург телеграмму с указанием, кого арестовывать и где проводить обыски. Но аппарат уже строчит вовсю. Николай II объявил, что за гнусным заговором и убийством союзной Русскому престолу августейшей четы стоят турецкие круги. Османской империи предъявлен ультиматум: России передаются армянские земли до Киликии; союзному Иудейскому царству передаются Дамаск и другие сирийские территории (сказано в Писании: «границей твоей будет река Евфрат»); в Заиорданье создаётся союзное России Черкесское княжество; дабы в следствии по делу не было заминки - руководить расследованием злодейства на территории Османской империи будет уполномоченный представитель России. Следующей телеграммой действительному тайному советнику (еще один чин добавили) Фандорину Высочайшим повелением предписывается срочно отплыть из Хайфы на эсминце «Стремительный» в Константинополь, где надо разоблачить тайных покровителей убийц… И еще телеграмма - лично от Столыпина: «верю в Вас, Эраст Петрович, только Вы сможете остановить наихудшее», вновь заставившая Фандорина отказаться от отставки.

25 июля султан Абдул-Гамид II заявляет, что Османская империя пала жертвой клеветы, но что во имя сохранения мира он готов предоставить автономию Армянскому княжеству и обсудить вопрос о границах Палестины и Финикии. Однако передать руководство следствием петербургскому чиновнику не может, ибо это было бы поруганием державного достоинства его страны. На улицах турецких городов идут массовые манифестации «Скажем: НЕТ». Начинаются армянские, еврейские и греческие погромы… 26 июля султан издаёт фирман «Об окончательном решении армянского, еврейского и греческого вопроса в Блистательной Порте», где предписывает всем, не чувствующим себя «османами», в течении месяца с необходимой ручной кладью покинуть страну.

28 июля - для защиты «мирного населения» - в Проливы, как за год до этого, направляется Черноморский флот, а российские части пересекают турецкую границу. «Для сохранения стратегического равновесия и защиты жизни имущества подданных Великобритании» в Галлиполи высаживаются англичане. Составы с германскими и австро-венгерскими войсками непрерывным потоком через болгарскую территорию прибывают в Истамбул. Адмирал Хорти выводит австро-венгерские линкоры из Адриатического моря…

29 июля Россия объявляет мобилизацию во всех западных и центральных военных округах. Берлин заявляет, что, «как всем известно, мобилизация - это война», и требует её остановить.

30 июля Берлин объявляет войну России.

31 июля Париж, «верный свои союзническими обязательствам», объявляет войну Германии. Французские войска вклиниваются в Эльзас, наступая на Молюз и Кольмар. Германские войска входят в Бельгию и осаждают Льеж.

1 августа 1914 года в войну вступает Россия, и 15 августа, в соответствие с тщательно разработанным полковником Генерального штаба Виктором Резуном секретным планом «Гроза», русские войска одновременно начинают концентрическое наступление на Кёнигсберг, а также атакуют в направлениях на Краков и Львов.

В это время в тихой, но уютной парижской больнице безутешная Ревекка рожает Вениамину-Реувену посмертного сына. Описать рой агентов всех держав вокруг больницы. Инкогнито прибывает Фандорин. Там он сталкивается с замаскированным Шерлоком Холмсом, которого брат Майкрофт убедил - в очередной раз - спасти Британию… 
          При обрезании ребёнка называют Давид. Фандорин, оставляя обоих Холмсов с носом (дань великорусскому патриотизму), убеждает Ревекку переехать в русское посольство: указы о присвоении ей титула баронессы Российской империи и Знаком Отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги являются неплохим доводом…

20 августа Николай II в своем манифесте объявляет цели войны: это война - война духовности с пангерманизмом и пантюркизмом; уничтожение Прусского государства как векового врага славянства; восстановление союзного Царства Польского в исконных рубежах; восстановление союзного Армянского царства; восстановление православного Константинополя; восстановление союзного Царства Давидова во всей древней славе его… [и только несколько человек в империи знают, о каком Давиде идёт речь]. 
          Наступление русской армии по расходящимся стратегическим направлениям закономерно приводит к военной катастрофе: 17 сентября германские войска выходят к Варшаве, разрезая фронт пополам…

18 сентября в совместном обращении раввинов Германии и Австрии к единоверцам в царской России их призывают не участвовать в братоубийственной войне, не поднимать оружия против соплеменников. В обращении также говорится, что евреи должны добиваться полного равенства прав и свобод в своих странах, как это уже произошло во владениях кайзера и в двуединой Дунайской монархии, а не гнаться за химерой фальшивой государственности среди песков и малярийных болот, выдуманной императором черносотенцев.

27 сентября верховный главнокомандующий России великий князь Николай Николаевич издаёт распоряжение о выселении в 24 часа «иудеев и других иностранцев» из прифронтовой зоны (в нашей реальности такие приказы были изданы в апреле и мае 1915). 
          Уже на следующий день на улицах местечек Курляндской и Ковенской губерний появляются объявления: «Всем жидам города и его окрестностей… явиться 16(29) сентября 1914 года на сборные пункты. При себе иметь документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и прочее. Кто не выполнит этого распоряжения и будет найдет в другом месте, будет наказан по законам военного времени вплоть до расстреляния»…

________________________________________ 
* Этот пародийный сюжет - продолжение цикла об исторических альтернативах: об «Иудейской» Руси http://www.gramotey.com/books/1269099180.htm, о ином финале дела Дрейфуса и Первой мировой войны http://www.ej.ru/?a=note&id=8936, о стремительном разгроме Гитлера в 1938 г. http://www.vestnikcivitas.ru/docs/1061, о не менее стремительном разгроме Сталина в 1941 г. http://grani.ru/blogs/free/entries/189771.html, об успехах  национал-социалистической «перестройки» http://www.old.zaprava.ru/content/view/1214/.

Опубликовано «ВЕСТНИК ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА» 6 ИЮЛЯ 2011 http://vestnikcivitas.ru/pbls/1515

Первая Мировая война, Акунин, альтернативная история, Фандорин, Столыпин, Царь Иудейский

Previous post Next post
Up