Про гангстеров.

Jul 21, 2007 13:30

Давайте я вам сегодня расскажу не про больницу.

Давайте я вам сегодня чуток расскажу про романтический образ приступника в кинематографе.

Возьмем простой русский фильм "Бригада". Что мы имеем в этом фильме? Главные герои - преступники, бандиты - являются ярко выраженными положительными героями, причем положительность эта - в том, как хорошо они относятся друг к другу и в том, как хорошо им живется на свете.
В конце "торжествует добро" - побиты все, кто мешает, собственно, хорошо бандитам жить.
Мораль? Мораль проста - про кого кино, тот и хороший. А, ну, и еще, некоторые усматривают в "Бригаде" фильм про Настоящую Дружбу. Почему-то мне кажется, что про настоящую дружбу можно было бы снять и без бандитов.

Ладно, это все банально и обсосано уже до косточек, что там - поливать "Бригаду" это даже не вчерашний день.

Но вот на днях мне по телеканалу "Культура" показали настоящий американский гангстерский фильм, "Ангелы с грязными лицами" называется. Из хардкорных таких, черно-белых. Ясно же, что современный бандитизм по степени элегантности и романтизированности классике 20х годов сливает без боя. Это я общую атмосферу имею в виду, но речь не о ней.

Так вот, в этом фильме тоже, как и в "Бригаде", ведется жизнеописание одного гангстера, с младых лет. Юные налеты, колония для малолетних, более удачливые друзья на свободе, срок за сроком, воровство, грабежи, бутлегерство - и вот Рокки уже не грязный оборванец, а знатный гангстер. Мало помалу он подминает под себя город, а в это время его старый друг детства, старший пастором, присматривает за детьми в доме беспризорников при церкви. Рокки, "по натуре вроде не плохой парень" - это один в один Бригадовский образ - начинает тоже возиться с этими беспризорниками, причем у него неплохо получается воспитывать их. Жертвует на нужды дома приличные суммы денег. И продолжает гангстерствовать.

Беспризорники обожают Рокки и видят его своим кумиром и примером для подражания.

Пастор же в какой-то момент решает покончить с преступностью в городе. Он начинает копать, выискивать доказательства вины того или иного гангстера, находить среди коррумпированной бюрократии редких честных чиновников и полицейских, и в какой-то момент даже честно предупреждает Рокки - мол, друзья оно конечно друзья, но не вставай у меня на пути. Тот счел, что угроза минимальна - ну кто воспримет пастора всерьез? - но при этом согласился, мол, пересечемся - ты меня предупреждал, ага.

Пастор ведет свое расследование настолько удачно, что в какой-то момент городская мафия решает его убрать, и, естественно, только вмешательство Рокки спасает его от смерти - тот так и не смог позволить, чтобы старого друга убили. Во многом именно поэтому пастору удается довести свое дело до конца. Рокки в конце концов схвачен, посажен в тюрьму, на суде его вина доказана и он приговорен к казни. Рокки, настоящий "положительный бандитский герой" а-ля Бригада, собирается собственную казнь встретить с честью и гордостью. Тут бы и закрыть фильм, но дальше начинаются десять минут, которые принципиально отличают его от Бригады.

Пастор приходит к Рокки в камеру и просит его о последнем одолжении. Мол, тебе так и так помирать, а ребята-беспризорники тебе небезразличны, я же знаю. Не строй из себя героя, сваляй дурака, умри, как трус; иначе ты будешь для них святым мучеником. Все, как один, они вырастут в желании подражать тебе. Не дай им встать на этот скользкий путь, не дай им кончить, как ты сам. Рокки на такое предложение естественно оскорбляется, мол, и так у меня уже все забрали, одна честь осталась, а ты еще и ее предлагаешь растоптать перед смертью. Нет уж, пусть эти судьи хоть подавятся своим электрическим стулом, умру как мужыг.

У Рокки есть еще несколько минут обдумать предложение пастора, пока его ведут в зал, где будет происходить экзекуция. Пастор по пути еще нестолько раз повторяет свою просьбу, но Рокки упорно отказывается.
Однако по входу в зал он таки решается и закатывает истерику - цепляясь за батарею, валяясь на полу, рыдая и в голос умоляя судей пощадить его, потому что он безумно боится и не хочет умирать.

Честь благородного и "хорошего" гангстера он приносит в жертву, но для детей и впрямь перестает быть кумиром. Единственный человек, способный оценить всю силу его духа - сам пастор, который никогда и никому не скажет, почему рыдает во время казни.

Мораль? Ну уж ясен пень не про то, как хорошо живется бутлегерам.

Просто для сравнения.

фильм, о жизни, обзор

Previous post Next post
Up