Оригинал взят у
borisovichdk в
Я вызываю Капитана Африка "Когда мы были молодые. И чушь прекрасную несли..."
Юнна Мориц
"Но в романе представлен и противоположный полюс. Домоправительница, а потом жена Кина Тереза - фигура по-своему монументальная. Несмотря на уродство и возраст, она считает себя весьма привлекательной. Тереза хочет денег и "интересного молодого человека" продавца из мебельного магазина. Портрет Терезы представляет, как выражался Канетти, "акустическая маска" - скудный набор стереотипных фраз, идущих в ход по любому поводу и формирующих ее не менее примитивные чувства. Не от чувств и мыслей - к словам и поступкам, а от усвоенных слов - к полагающимся в соответствии с ними чувствам и реакциям".
Аннотация к книге Элиаса Канетти "Ослепление"
-Не трусь, ты же не кролик. Хотя похож! Смотри, какое ясное утро и ветер славный. Что может быть лучше полета?
Бильбо чуть не брякнул: «Теплая ванна и поздний завтрак на травке», - но вовремя решил, что лучше промолчать, только чуть-чуть ослабил пальцы.
Рональд Руэл Толкиен. "Хоббит или туда и обратно"
Есть, наверное, у каждого, такие знаковые произведения - книги или фильмы. Или, например, музыка. Можешь такое знаковое произведение годами не слушать или не читать в своей нынешней жизни, но однажды встреченное, оно живет в тебе, и вместе с другими такими знаковыми произведениями, служит тебе чем-то вроде компаса или может быть камертона, по которому ты настраиваешь себя.
Вот одно из таких знаковых произведений для меня - песня Аквариума ”Я вызываю капитана Африка”. Я могу с ее помощью проверить, настроен ли я по-прежнему на знание, на тягу к чему-то высокому, слышен ли во мне еще внутренний зов к прекрасному, не растворился ли я еще в бытовухе и ежедневной суете...
Когда-то очень-очень давно, мы сидели с друзьями на даче. Поехали "отдыхать", оставив на несколько дней учебу и родителей, обьяснив, что перед сессией, нужно укрепить здоровье лесными прогулками и свежим воздухом. Сидели, разумеется, набившись в небольшую дачную комнату, никаких лесных прогулок не совершали. Мало спали и мало ели, в воздухе густо висел табачный дым. Пили вино. Много говорили обо всем на свете, и конечно же, слушали музыку. Звучали, сменяя друг друга Gong, Van der Graaf Generator, King Crimson, Пако Де Люсия, Rick Wakeman, Manfred Mann's Earth Band, Electric Light Orchestra …
И вдруг приехал еще один собрат в любви к музыке, ищущая душа. И с порога, с восторгом стал рассказывать про какого-то своего нового знакомого:
-Вот этот мой новый друг, в нем ноль быта, одна музыка. Вы не представляете, как выглядит его однокомнатная квартира - в ней вообще ничего лишнего нет. Стоит в середине комнаты кресло старое, а напротив него, смысл и отрада всей его жизни - музыкальная аппаратура, купленная за все его скопленные на всех работах деньги. Шикарный проигрыватель, потрясающий, купленный у спекулянтов "западный" катушечный магнитофон, усилитель, огромные колонки. Еще стойка с пластинками. И где-то в углу раскладушка и пепельница рядом. И у раскладушкеи лежат наушники, протянуты от усилителя. Чтобы и лежа слушать, когда все уже спят кругом и громко музыку включать нельзя. А на кухне чайник и сковородка, где он иногда яичницу жарит. Он кажется кроме яичницы ничего не ест. И все. Все! Больше ничего нет. А, ну да, из одежды там еще - две пары джинс, ботинки, несколько футболок и свитер. И еще куртка зимняя валяется. Больше быта человек в свою жизнь пускать не хочет. Все свои средства только в музыку. Все свое время только для слушания музыки. И засыпает в наушниках.
А какая у него коллекция пластинок и записей! Не так уж и много, кстати, пластинок, но все одна к одной! То есть ничего лишнего во всем. Только то, что нужно и важно и все самого лучшего качества. А остальное - за пределы жизненного пространства! Вот это я понимаю- настоящая даосская пустота, которая и есть правильное заполнение.
Эх, не то, что у меня. Моя-то квартира вся чем-то завалена. Так и не поймешь, что я за человек, если на жилище мое взглянуть пытливым взглядом. Боюсь, что можно и за мещанина принять.
И кстати, - добавил он после некоторой паузы,- у этого моего знакомого, вся музыка разумеется западная, ничего русского нет. И лишь одну русскую группу он признает и слушает: Аквариум. Вот он мне и одолжил их новый диск. И он достал катушку с записью альбома ”Радио Африки”.
Ну, мы Аквариум-то разумеется и без него знали и любили. Но этот их альбом только "вышел", то есть стал появляться у некоторых знакомых, так как официальных записей у Аквариума тогда не было и даже мечтать о таком не приходилось. Это потом их выпустили на пластинках даже, а вначале конечно, это были просто записи, которые и можно лишь было достать у друзей - меломанов.
И мы бросились слушать "Африку".
Весь альбом был нам "по кайфу", как тогда говорили. Но особенно "Капитан Африка".
Боже, как же нам эта песня понравилась тогда! И музыка, и текст.
"Фантастический день,
моя природа не дает мне спать,
Пожарные едут домой,
им нечего делать здесь" - пел Гребенщиков.
Да это все же все про нас! Про нашу жизнь, как казалось нам...
Любой день для нас фантастический.
И абсолютно в унисон с Аквариумским текстом, наша природа не давала нам спать - спали мы тогда очень мало. Да и когда спать-то, если есть в этом мире столько интересного, непознанного! Есть потрясающие люди, с которыми можно общаться, и в бесконечных разговорах пытаясь узнать и осмыслить нашу жизнь и этот мир, в котором мы живем.
И такие интересные книги. Все проглатывалось мгновенно и летело в общую копилку знаний. Все подряд, без рабора: Гессе, Лао Цзы, Ремарк, Маркес, Олеша, Мандельштам, Пастернак, Платонов, Хармс, Андрей Белый, Борхес, Кастанеда, Элиас Канетти, Курт Воннегут, Сэлинджер ...
Смотрелись на редких показах Тарковский, Сокуров, Райнер Вернер Фасбиндер, Феллини ...
Все это запоминалось, создавало внутреннюю культуру. Цитаты из книг и фильмов, превращались в строительные кирпичики, для создания своего внутреннего языка. Часто, мы по знанию этих цитат узнавали "своих", понимали чье сердце бьётся на той же волне.
Вот так мы тогда жили, и каждый день приносил что-то новое и интересное!
И мы упивались "Капитаном Африкой". Мы вообще любили тогда "Аквариум" и Б.Г.
Мы любили его музыку и пытались понять текст песен, исходя из того, что и Б.Г. наш, свой, и что он смотрел и читал то же, что и мы. Мы очень хотели услышать, что он хотел сказать:
Призрачный цыган - это же Мелькиадес из "Сто лет одиночества"да?- думали мы. А пожарные - это же из Бредббери? И пожарным нечего здесь делать потому что у нас Книг не читают, и сжигать-то нечего, одна политическая макулатура кругом?
А кто "Серебряный зверь в поисках тепла"? А "кража огня у слепых Богов" - это что? Это про Прометея, который украл для нас людей огонь? Похитил его для нас у СЛЕПЫХ Богов?
Мы сидели и размышляли и спорили!
И слушали музыку!
О как мы ее тогда слушали. Внимательно, со всем жаром наших сердец.
И вот прошло столько лет и я эту вещь не слушал за все эти годы ни разу. Я вообще, перестал как-то слушать Аквариум.
А сегодня вдруг, какой-то импульс внутренний пришел, и я ее вспомнил, и разумеется, мгновенно нашел в сети, и решил послушать и понять, как она мне сейчас.
Слушаю и вижу, что и сейчас для меня здесь по- прежнему многое созвучно. Музыка по-прежнему замечательная.
Слушаю, и вспоминаю и то настроение, и отношение к жизни, и то как мы музыку слушали, и как читали тогда, и как пытались понять текст, и все те, тогда прочитанные книги, к которым казалось взывала песня.
Забавно вспомнить, что мне тогда интересно было понять, что для человека в этой песне важнее, яркий, лезущий на первый план саксофон, или идущая в совместных с ним узорах, Ляпинская гитара. Мне конечно же была ближе гитара, очень интересная, насыщенная содержанием и не пытающаяся оттянуть на себя все внимание слушателя.
И мне казалось тогда, что я понимаю что-то про людей, выбирали ли они саксофон или гитару.
Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что были те, кто вообще не замечал гитарные соло эти. И я бы очень поразился тогда, если бы узнал, что есть люди, которые и песню эту вообще не знают. То есть я в теории понимал, что такие есть, но среди моих знакомых таких не было. Такие люди, были где-то в другом измерении.
Мне казалось, что никакого общения, или какого-нибудь понимания и общих ценностей у меня с такими людьми нет.
Как смешно это сейчас вспоминать.
А если интересно и приятно вспомнить, то вот она песня эта:
Click to view