Мой друг
kirr_zah - большой учёный и исследователь.
kirr_zah, я вам скажу, величина. Но достаточно о нём. Теперь о кузькиной матери, душещипательную историю которой в своём ЖЖ рассказал мой друг.
«- Вас Кузьмой зовут? - КузькОй, можно КузенькОй. Я маленький еще. Шесть веков, седьмой пошел.». (с) Александрова
Кузька - это псевдоним. Именно так прозвали жука Anisoplia austriaca, не знающие латыни русские крестьяне.
«Любовь, Фимка, по латинянски будет Amor. Amor и глазами так». (с) Горин
Прославился Кузька своей феноменальной способностью жрать хлебный колос. В засушливые годы, когда иная пищевая среда его не радовала, он ранним утром выкапывался из земли и забирался на колос, внутрь зерна. Обитая там весь день, он изрядно набивал свое кузье брюшко и перед темнотой возвращался в свое подземное обиталище, а утром залезал уже в другое зерно. Усилиями многочисленной кузькиной родни многие тысячи колосков, на вид вполне товарных оказывались абсолютно ни к чему не пригодными, потому что были выедены изнутри. Народное возмущение крепло и росло.
Проблема состояла в том, что Кузьку нельзя было увидеть. Ночью он в норе, а днём - в зернышке - не будет же никто продолжать его дело и потрошить колос, чтобы отыскать подлеца. А росту у самого - всего десять миллиметров. Поэтому дело рук (или что там у него) кузькиных было общезаметно, а сам виновник пребывал в полной анонимности.
Мстительная народная фантазия наделяла невеличку Кузьку безобразным лицом, перекошенным от
жадности ртом и патлатой головой. Это, скорее, был акт бессилия, нежели креативный акт, но обозленное русское крестьянство, кажется, не гналось за художественной достоверностью. Дальше - больше. «Если сам Кузька настолько злокознен и безобразен», - думал русский мужик, - «то кто же породил это страшилище на белый свет?».
Так рождается мифологема «Кузькиной матери» - хтонического чудовища, еще более безобразного, нежели сам вредитель-рецидивист. А так как сама по себе Кузькина-мать никому не являлась, угроза призвать ее, чтобы наглядно продемонстрировать ее прелестный облик стало в народе суровой угрозой. Ну кто рискнет столь оскорбить свое эстетическое чувство, любуясь на эту дамочку? Да, по доброй воле, никто.
М.Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях употребляет фразеологизм «показать, как кузькину тещу зовут» в смысле - «арестовать, посадить, сослать». Так благородное семейство стало воплощением зла.
Интересная история вышла с Кузькой как посланца российско-американских отношений.
Общеизвестно, что Америка экспортировала нам вместе с картошкой колорадского жука. Но куда менее известно, что мы в долгу не остались и вывезли в Америку Кузьку. Переселенцы в Новый Свет из России брали с собой образцы русской пшеницы. Так наши земляки - поволжские немцы, в 19 веке массово мигрируя в Колорадо (!!!) прихватывали с собой по мешку заволжского зерна. В этом зерне в Америку попал и Кузенька. Так, Кузька и Колорадец, наряду с губернатором Аляски Барановым и Рязановым из «Юноны и Авось», стали пионерами русско-американского сотрудничества. Друг другу они никогда не мешали: Колорадец всегда интересовался паслёновыми, Кузька - зерновыми. Поэтому в обоих странах они поделили территорию и стали стимулировать дальнейшее развитие сельского хозяйства двух стран.
В этой связи, озвученная по отношению к США угроза генсека Н.С. Хрущева «Мы вам покажем кузькину мать!», сведшая с ума не одного синхронного переводчика, если бы к ней внимательно прислушались, выглядела бы на грани исторического покаяния «Да, братцы-американцы, это мы загадили ваши поля этой мерзкой тварью. Посмотрите же, что мы натворили! Чем же мы можем все исправить? А купим-ка мы у вас Царицу полей - Кукурузу». Однако международная напряженность скрыла явный агропромышленный подтекст выкрика Никиты Сергеевича, в результате чего на долгие годы наши государства разделило дыхание холодной войны. Так возникло значение "Кузькина мать" - атомная бомба - реальная сила, образ-основа противостояния супердержав.
А что же с Кузькиной матерью? Она никуда не уехала. Государственная власть лелеет ее в качестве своего стратегического запаса. И тысячи народных поэтов и народных трибунов ежегодно присоединяются к хору, славящему ее дивный облик.
- Никто не посмеет
Дух русских сломать,
Пока его греет
Кузькина мать!
Отсюда