Мировой передел. Обзор за неделю 43 (27.08.12-02.09.12)

Sep 02, 2012 16:59

image Click to view



Прошедшая неделя в Сирии ознаменовалась значительным количеством успешных операций правительственных сил против боевиков. В провинциях Дамаск, Алеппо, Хомс и Хама было выявлено и уничтожено несколько десятков групп бандитов. Среди них немало именитых ваххабитских главарей. Однако говорить о скором окончании противостояния пока не приходится.


В городе Джарамана, который расположен примерно в 10 км от Дамаска боевики устроили циничный теракт. Ими была подорвана похоронная процессия на кладбище. В результате погибло, по меньшей мере, 12 человек, еще 48, среди которых дети, получили ранения.

В провинции Дамаск боевики зверски зарезали 20 мирных граждан, включая женщин, чтобы выдать их за жертв режима Башара Асада. Тела убитых были перенесены бандитами в мечеть Шейх-Аскар, которая была предварительно заминирована ими. План заключался в том, чтобы спровоцировать войска на перестрелку, взорвать мечеть и заявить, что это правительственные силы расстреляли мирных жителей при помощи артиллерии. Происходило это накануне очередного заседания Совбеза ООН по Сирии.

Исламская дуга

Мы не перестаем отмечать, что влияние нестабильности на Ближнем Востоке все явственнее отражается на ситуации в России, что, впрочем, не удивительно. Так летом 2008 года многие всерьез считали, что ипотечный кризис в США никак не отразится на нашей «тихой гавани». Теперь же речь идет о событиях, которые имеют куда более страшный взрывной потенциал и он уже начал раскалывать Россию.

Эта неделя вновь обернулась громкими терактами в Дагестане. В Дербентском районе контрактник Рамзан Алиев, находясь в суточном наряде, расстрелял двоих своих сослуживцев на погранзаставе. Затем он отправился в казарму и убил ещё пятерых собровцев и ранил четверых. Ответным огнем он был уничтожен. По одной из версий, преступник был завербован ваххабитами.

В этот же день террористка-смертница пришла в дом к известному духовному лидеру Дагестана Саиду Афанди и, невзирая на присутствие детей и пожилых людей, привела в действие взрывное устройство. В результате погибло 7 человек, включая Афанди. Этот теракт глубоко потряс жителей республики, его можно сравнить с недавними покушениями на религиозных лидеров Татарстана. Саид Афанди также был проповедником традиционного ислама и не принимал ваххабизм, за что и поплатился жизнью. Складывается ощущение, что события последних дней - это открытый вызов власти и всем нам, попытка создать в России свой Дамаск и Алеппо.

Мнение эксперта

Сегодня с нами на связи Ахмет Аминович Ярлыкапов, кандидат исторических наук, Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН.

- Ахмет, здравствуйте!

- Здравствуйте, Евгений!

- Как по вашему мнению убийство Саида Афанди отразится на ситуации в регионе? Наблюдаете ли вы тенденцию к усилению радикальных течений ислама в России?

- Убийство Саида Афанди Черкейского отразится несомненно на ситуации в регионе и отразится негативно, поскольку Саид Афанди был действительно лидером очень серьезного регионального значения. Он был, собственно говоря, духовным лидером практически для всех дагестанцев, не только для суфиев - его последователей. И кончено же это убийство стало шоком очень серьезным, во-первых. Во-вторых, оно стало огромной потерей для суфиев и эту потерю, к сожалению, невозможно восполнить быстро. И, конечно же, это убийство было заранее запланировано и это убийство произошло в очень неспокойное время в ситуации серьезной дестабилизации в Дагестане. Дай Бог, чтобы у суфиев было все нормально с эмоциями, чтобы эмоции не захлестнули и я очень надеюсь на то, что ситуация не скатится в сторону гражданской войны. И я впервые вообще произношу это слово, я старался не использовать это слово, но сейчас есть реальная угроза того, что внутри мусульманской общины дагестанской может развиться очень серьезное противостояние.

Есть ли говорить в общем об усилении радикальных тенденций в исламе в России, то это наблюдается. И дело в том, что Россия сейчас не находится в изоляции и мусульмане России - часть общемусульманской общины, а по всему миру мы наблюдаем очень серьезную тенденцию роста антисуфийских настроений. Это общемировая тенденция к усилению радикализма очень серьезного, перехода радикальных настроений в экстремистские. И в том числе вот в этом же русле рост антисуфийских настроений. В этом отношении общемировые тенденции отражаются на ситуации в России.

- Как, по-вашему, следует поступать власти для нормализации обстановки?

- Я считаю, что эта ситуация накладывает на власть очень серьезную ответственность. Для того чтобы трезво оценить ситуацию, во-первых, и, во-вторых, необходимо принять очень серьезные и точные меры. Что я имею ввиду? Мне кажется, что инициатива с введением народных дружин свидетельствует о шоке. Есть силовые структуры и им необходимо очень точечно, хирургическими методами работать. В любом случае меры должны быть комплексными, то есть это не только силовые меры, но и меры другого порядка обязательно должны быть.

Новая Ливия

Тем временем по Ливии продолжает торжественно шествовать демократия. На Юге страны не прекращаются боестолкновения, в Бенгази объявлена повышенная боеготовность на неопределенный срок после серии нападений неизвестных на высокопоставленных армейских чиновников, ранее предавших Каддафи. 14 из них уже убито, а командующему ВВС Ливии на днях неизвестный демонстративно прострелил обе ноги.

Не отстает от общих тенденций и культурная жизнь ливийцев. При полном попустительстве властей боевики-исламисты планомерно уничтожают исторические и религиозные памятники. Особый резонанс вызвал снос мечети аль-Шааб в Триполи и осквернение мавзолея шейха Аль-Асмара. Попытавшийся вступиться за старинную мечеть имам был избит радикалами и увезен в неизвестном направлении. Все это происходит на глазах полиции, которая предпочитает не вмешиваться в происходящее.

На этом фоне иностранные инвесторы, ранее рвавшиеся в новую Ливию, как-то не спешат вкладывать в нее свои деньги. Внезапно даже у британских корпораций, известных своим умением работать где угодно, вдруг пропало желание возвращаться в Ливию. По их мнению там еще слишком опасно, высок уровень коррупции, да и вообще, ситуация мало чем отличается от Ирака.

Кадр недели

Что объединяет повстанцев Ближнего Востока и Африки помимо тапок? Безусловно, виртуозное владение всеми видами оружия и знание техники безопасности при обращении с ним. Вспомним, как это происходило в Ливии.

Ливия, Война, Видео, Кавказ, Мировой передел, Россия, Дагестан, Сирия

Previous post Next post
Up