В чем не откажешь Китаю, так это в упрямом отстаивании своих национальных интересов. Особенно отчетливо это прослеживается на примере территориальных споров. В удовлетворении своих географических амбиций, Китай не боится разговаривать на повышенных тонах ни с одним государством мира. На прошлой неделе разгорелся очередной акт драмы в Южно-Китайском море, а сегодня стало известно о претензиях Китая и на российскую территорию.
100 булыжников раздора
На прошлой неделе разгорелся новый дипломатический конфликт между КНР и США. Поводом стало строительство китайского города на спорном архипелаге Спратли в Южно-Китайском море. Напомним, что архипелаг Спратли - это примерно сотня булыжников посреди моря, за контроль над которыми претендует сразу 6 государств: Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Брунея. Спор этот длится десятилетиями и конца ему не видно. Важность архипелага заключается в том, что обладания им дает контроль над огромной территорией Южно-Китайского моря, богатого углеводородами и рыбными ресурсами, а так же над важнейшими судоходными путями из Тихого океана в Индийский.
Естественно, в такой важный спор не могли не вмешаться США, которые объявили Азиатско-тихоокеанский регион зоной своих стратегических интересов и приступили к наращиванию в нем своего военного присутствия.
В конце прошлой недели Китай, ранее ограничивавшийся дипломатическими заявлениями, пошел дальше. На одном из крохотных островов архипелага он разместил военный гарнизон, построил город Саньша, и включил его в качестве новой административной единицы в провинцию Хайнань. Иначе, чем самозахватом территории это не назовешь и, естественно, Китай понимал, какую реакцию вызовут его действия.
Она не заставила себя долго ждать: Госдеп США обвинил Китай в «подрывных действиях», на что тот, ни сколько не смущаясь, посоветовал ему «заткнуться». Это не преувеличение автора, это цитата. «Заявление американской стороны вводит в заблуждение общественность и должно быть безжалостно опровергнуто. Мы можем просто прокричать США: заткнитесь!» - цитирует статью органа китайской Компартии «Жэньминь жибао» «Коммерсант».
17 гектаров претензий
Такой решительный отпор Китая Госдепу воспринялся отечественными патриотически настроенными читателями «на ура». Дескать, молодцы, китайцы, поставили на место зарвавшихся американцев. Далее, как правило, следует вывод о том, что раз китайцы открыто выступили против, значит, нам с ними по пути и нужно сплотить ряды против звездно-полосатой угрозы.
Однако при этом не берётся во внимание тот факт, что Китай в данном случае руководствуется исключительно собственными национальными интересами, а не абстрактной идеей борьбы против мирового зла. Это значит, что, окажись на месте Госдепа наша или любая другая страна, то и она бы получила не менее звонкую пощечину.
Сегодня кстати, стало известно о претензиях Китая к российской территории. Речь идет об участке границы в республике Алтай. Последние месяцы там велись работы по совместной проверке западной части российско-китайской государственной границы. Китай остался недоволен её итогами.
«В процессе демаркации (проведения линии госграницы на месте с обозначением специальными пограничными знаками) между российской и китайской сторонами возникли разногласия по линии прохождения государственной границы. Так, китайская сторона настаивала на смещении линии границы вглубь территории России... В результате, площадь возможного отторжения российской территории могла достигнуть 17 гектаров», - сказано в сообщении правительства республики Алтай.
Теперь стороны обсудят возникшие разногласия на очередном заседании двусторонней комиссии. Учитывая принципиальность Китая в подобных вопросах, предвидим, что это будет далеко не последняя встреча такого рода.
Конечно, 17 гектаров горной местности, судьба которых далеко не решена, наверное, не такой важный вопрос, чтобы выносить его в статью. Но не стоит забывать, что мы имеем дело с Китаем.
Отвечаю на комментарии на
odnako.org