В мире появилась новая биржа. Китай, являющийся мировым лидером в экспорте редкоземельных металлов, открыл площадку для торговли ими. Однако доступность этих редких ресурсов для остального мира продолжает снижаться. Китайская редкоземельная игла уже глубоко вошла в вену мировой экономики. Есть ли избавление от этой зависимости, и чем китайская игла отличается от российской?
Китайские «металлодоллары»
Борьба за «рыночный» экспорт китайских редкоземельных металлов (РЗМ) ведется уже несколько лет. КНР - абсолютный лидер в производстве и экспорте этих ресурсов. До 90% мировой добычи РЗМ сегодня приходится на Поднебесную, а общие их запасы составляют примерно 23% от мировых.
Естественно, имея такие карты на руках, Китай не может себе позволить ими не воспользоваться.
Напомним, что РЗМ используются в производстве электротехнической продукции, военной промышленности, атомной технике, производстве сложных оптических приборов и т.д.
Первый прецедент произошел в 2010 г., когда японские промышленники обвинили Китай в «нерыночном» поведении и приостановке экспорта сырья в Японию. Такие игры привели к тому, что в середине 2011 г. цены на РЗМ взлетели ввысь, породив панику среди мировых производителей высокотехнологичной продукции. Правда, в 2012 году стоимость наиболее востребованных РЗМ снизилась, но все равно осталась на достаточно высоком уровне.
Новый скандал разгорелся совсем недавно, в июле 2012 года. Тогда по запросу США, ЕС и Японии ВТО начала проверку рынка РЗМ. Американцы заподозрили Китай в умышленном ограничении экспорта для развития внутреннего рынка. Такое обвинение является наиболее «страшным» для участника ВТО, коим Китай является с 2001 г.
Почему Китай не хочет делиться?
Казалось бы, если страна обладает таким ценным ресурсом, почему бы не открыть доступ к нему для всех желающих и не зарабатывать на этом свои «металлодоллары»? Очевидно, китайское руководство придерживается другой логики.
Ограничение экспорта проводится для того, чтобы иностранные компании открывали предприятия по производству конечной высокотехнологичной продукции на территории Китая. Выгоды от такого шага лежат на поверхности: новые рабочие места, технологии и постепенное становление Китая как лидера в производстве такой продукции.
В качестве оправдания такой стратегии Китай ссылается на чрезмерный аппетит иностранных покупателей, который грозит истощить национальные запасы РЗМ, и на экологические риски при их интенсивной добыче.
Кроме этого, по версии китайских властей снижение экспорта связано с сокращением на территории страны количества нелегальных предприятий по добыче РЗМ. Действительно, по сообщению Министерства промышленности и информационных технологий КНР, «закрытию подлежат треть из 23 шахт и около половины из 99 добывающих компаний, расположенных на севере Китая». Для продолжения деятельности компании должны добывать не менее 2 тыс. тонн сырья ежегодно.
То есть Китай всерьез намерен навести порядок на рынке стратегического сырья. Естественно, это не по нраву его торговым партнерам. По оценкам экспертов новым требованиям не соответствует 50-70% китайских компаний. Их ликвидация приведет к тому, что в 2012 году объем экспорта редкоземельных металлов составит менее 10 тыс. тонн при установленной министерством коммерции КНР квоте в 31,130 тыс. тонн. Что при этом произойдет с ценами, трудно представить.
У нас все наоборот
Если Китай пытается всячески стимулировать производство на своей территории, то мы придерживаемся прямо противоположной стратегии. Вчера Министерство природных ресурсов и экологии РФ в соответствии с поручением вице-премьера А. Дворковича подготовила поправки к закону «О недрах». Согласно им иностранные компании в случае открытия в России месторождений золота, алмазов и металлов платиновой группы получают гарантию освоения этих месторождений. Ранее доступ к таким недрам был ограничен для юрлиц с участием иностранных инвесторов в целях обеспечения безопасности государства.
По мнению некоторых экспертов, таким образом правительство расписалось в своей неспособности восстановить систему геологоразведки. Некоторые считают количество иностранных компаний на рынке показателем уровня его развития. Газета «Ведомости» пишет: «В 2010 г. в России работало всего пять иностранных компаний, которые искали золото. Для сравнения: в Мексике - 122, в странах Западной Африки - 120, в Перу - 70».
Но настораживает даже не то, что внезапно разработка иностранцами наших месторождений перестала угрожать «безопасности государства», а то, что вслед за драгметаллами запрет может быть снят и с углеводородов. О том, что нефтяные компании инициируют принятие таких поправок, заявил представитель «Лукойла». Президент компании В. Алекперов известен своими высокими лоббисткими возможностями. Совсем недавно он настаивал на открытии доступа частным компаниям к ресурсам Арктики, а на днях соответствующее решение было принято Правительством РФ.
Обсуждение на
odnako.org