То, что Европа с каждым днём всё глубже погружается в трясину кризиса - ни для кого не секрет. Падение платёжеспособности населения напрямую отражается на перспективах, например, автопрома. По итогам первого полугодия 2012 года объём продаж автомобилей в Евросоюзе сократился на 8%. Крупнейшие производители готовятся к сокращениям персонала и оптимизации производства.
В то же время российский авторынок растёт как на дрожжах. Продажи автомобилей ставят новые рекорды, а аналитики прогнозируют нам 15%-й рост уже в этом году - показатель небывалый для депрессивной Европы. Возможно, именно поэтому авторитетные западные эксперты вдруг рассыпались в комплиментах нашей стране и её экономическому потенциалу.
«Видно край мой особенный…»
Одновременно с ратификацией договора о вступлении России в ВТО в прессе стал доступен доклад крупнейшей международной корпорации CitiGroup. Эта структура, которая никогда не отличалась особой любовью к нашей стране, настоятельно советует инвесторам вкладываться в Россию. Европа тонет, США сохраняют негативный прогноз на рейтинг, Китай и Азия нестабильны, и только в России, по мнению CitiGroup
, возможно сделать хорошие деньги без особого риска.
Как и положено серьёзным экономистам, такое мнение подкрепляется весомым обоснованием:
-- российский ВВП в этом году подрастёт на 3,5%, в то время как европейский снизится на процент;
-- госдолг России составляет всего 9% против 95% Европы, а про американский лучше и вовсе промолчать; то же касается и уровня задолженности домохозяйств (10% наших против 74% европейских);
-- профицит бюджета в России хоть и небольшой, но в Европе такой нынче может позволить себе только Швейцария;
-- безработица в России сохраняется на уровне Германии, что дорогого стоит;
-- в отличие от европейцев в России существует независимый Центробанк и независимая валюта, что даёт нам возможность проводить собственную монетарную политику;
-- еврогеддон не может сильно повлиять на Россию, так как лишь немногие отечественные компании представлены на европейском рынке;
-- Россия - самый крупный рынок Европы по численности населения; особо подчёркивается стремительное развитее автосектора;
-- в России уровень жизни населения начал подниматься только недавно, и у него большой потенциал роста; европейским коммерсантам советуют не зевать;
-- крупнейшие западные корпорации либо уже получают прибыль в России, либо объявили об особом интересе к нашей стране (инвесторам советуют вкладываться в эти корпорации, так как они будут зарабатывать у нас очень много);
-- российский рынок девственен с точки зрения слияний и поглощений: у нас много всякого добра, которое можно сливать и поглощать десятилетиями;
-- российские компании сильно недооценены, а рентабельность нашего рынка по сравнению с европейским - умопомрачительная.
Вот так вот щедро рассыпалась в комплиментах России одна из авторитетнейших финансовых структур мира. Среди основных рисков CitiGroup
отмечает плохое качество корпоративного управления, слабые управленческие команды и недостаток ликвидных компаний на рынке в быстрорастущих секторах. Заметьте, среди рисков не упоминается «политическая нестабильность» и «кровавая гэбня» которой так любит запугивать доверчивых россиян наша собственная внутрероссийская оппозиция.
Тем временем в Европе…
Французский автомобилестроительный концерн PSA Peugeot Citroen по-своему приспосабливается к кризису. Среди антикризисных мер - закрытие одного из заводов и сокращение в общей сложности около 8 тыс. работников. Компания ожидает, что операционный убыток за первую половину 2012 г. составит 700 млн. евро. Согласно прогнозам, денежный поток от основной деятельности останется отрицательным до конца 2014г.
Другой автомобильный гигант Mitsubishi Motors Corporation продаёт свой новый завод в Нидерландах NedCar -- единственное предприятие Mitsubishi в Западной Европе за символическую сумму в 1 евро. Таким образом компания сможет сконцентрироваться на более интересных рынках.
Аналогичные проблемы испытывают Opel, Ford, FIAT, ориентирующиеся преимущественно на европейский рынок. Под угрозой ликвидации находятся ещё 5-8 автозаводов.
Сохраняет лицо пока что только Германия -- да и то в основном за счёт продажи люксовых автомобилей за пределами Европы, в частности, в США, Индии, России. Немецкий автопром удерживает первенство по числу продаж за первое полугодие. Следом идёт Россия с рекордным за 4 последних года объёмом продаж легковых автомобилей в 1 334 000 единицы. При этом аналитики отмечают, что количество заказов у немецких дилеров падает и удержать их удаётся лишь скидками, а у российских -- растёт. Поэтому с большой долей вероятности Россия выйдет на первое место по продажам по итогам этого года.
Вступление России в ВТО станет хорошим шансом для Европы по выходу из усугубляющегося кризиса. Какие при этом перспективы откроются перед Россией, остаётся не вполне ясным. Возможно, мы пока что чего-то просто не видим.
Обсуждение на
odnako.org