Нефть в море. Зачем Россия пускает на шельфы иностранцев?

May 12, 2012 18:49



За последний месяц крупнейшая государственная нефтяная компания «Роснефть» заключила соглашения с тремя иностранными нефтяными гигантами о совместном освоении шельфовых месторождений. И это далеко не все. Вместе с ExxonMobil, ENI и Statoil предложения о сотрудничестве получили Shell, Total, Сhevron, Conoco. Россия торопит - работа должна начаться как можно быстрее. К чему такая спешка и не слишком ли мы спешим отдать наши национальные богатства иностранцам?

Суть вопроса

На шельфах РФ сосредоточено порядка 70% ресурсной базы. По прогнозам экспертов, к 2030г. здесь будет добываться порядка 30-40% от общего объема добычи углеводородов в России. Проблема в том, что для получения этих богатств требуются огромные инвестиции и современные технологии. Возможности освоить шельфовые месторождения самостоятельно у нашей страны, к сожалению, нет: размер, например, пресловутого Стабфонда - то есть Резервного и Национального благосостояния - в разы меньше, чем предполагается инвестировать в разработку шельфов.

Кроме этого, следует учитывать, что разработка шельфа - дело не только трудоемкое и дорогое, но и длительное. По сути, они являются долгосрочными венчурными проектами, а значит браться за них нужно уже сейчас.

Для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, было принято решение привлечь к сотрудничеству крупнейшие международные нефтяные корпорации. Деловые предложения были отправлены в их офисы по всему миру.

Однако одних предложений было мало, поэтому правительство пошло на беспрецедентные шаги. В кратчайшие сроки был принят новый налоговый режим для освоения шельфовых проектов. Он предполагает отказ от экспортной пошлины, налога на добычу, введение т.н. «периода стабильности», когда в течение 5-15 лет, в зависимости от условий, налоговый режим не может быть изменён, и другие меры.



Прорыв состоялся

Все это резко повысило привлекательность сотрудничества в глазах иностранных корпораций. Первой на призыв «Роснефти» откликнулась ExxonMobil.

Подписание соглашения между нефтяными гигантами прошло в присутствии В.Путина, предающего огромное значение этой сделке.

«Она (работа) рассчитана на многие годы, на десятилетия, можно сказать, и я рассчитываю, очень надеюсь и уверен в том, что старт будет достоин самого масштаба проекта», - сказал В.Путин.

Вице-премьер И.Сечин, также присутствовавший на церемонии, рассказал, что потенциальные инвестиции в три блока в Карском море составят 200-300 млрд. долларов, а в Черное море - 50 млрд. долларов.

Согласно подписанному договору создается СП для освоения шельфа Карского и Черного морей. «Роснефть» получит в СП 66,7%, ExxonMobil - 33,3%. Стороны оценивали стоимость первоначального этапа геологоразведочных работ в 3,2 млрд. долларов.

Помимо этого сотрудничество предполагает появление новых рабочих мест в России. Президент «Объединенной судостроительной корпорации» Роман Троценко пояснил: «Речь идет о строительстве примерно 15 платформ, судах обеспечения, ледоколах, буровых судах, о строительстве судов для сейсморазведки. Это огромный рынок! Сделка позволяет российскому судостроению сформировать пакет заказов в гражданском секторе такой же, как мы имеем сейчас, это удвоение портфеля заказов».

Вслед за американской ExxonMobil «Роснефть» ударила по рукам с итальянской ENI. Между ними был подписан документ о стратегическом сотрудничестве при разработке Вала Шатского на шельфе Черного моря и Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море.

Условия те же, что и с ExxonMobil - создание СП с аналогичным распределением долей. При этом итальянцы в рамках СП профинансирует геологоразведку участков, извлекаемые ресурсы которых оцениваются в 36 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.

Следующим партнером «Роснефти» стала норвежская Statoil. Соглашение предусматривает создание СП для освоения Персеевского участка в Баренцевом море, а также трех участков в Охотском море - Лисянского, Кашеваровского и Магадан-1. Доля Statoil в проекте, как и у других участников, составит 33,33%.

Прогнозируемый объем инвестиций в разработку этих участков Баренцева и Охотского морей может составить от 65 до 100 млрд. долларов. Statoil полностью профинансирует работы по геологоразведке в сумме 2,5 млрд. долларов.

Что получим взамен и кого на шельфе ждать еще?

Все иностранные партнеры по условиям соглашений обязуются полностью финансировать геологоразведку. Statoil возместит «Роснефти» исторические затраты и 33,3% от стоимости расходов за оплату лицензий. При этом соглашение закрепляет за «Роснефтью» возможность получения от Statoil бонуса за каждое коммерческое открытие запасов нефти и газа.

Но для «Роснефти» это далеко не единственный бонус от такого сотрудничества. В то время как иностранные корпорации вторгаются на нашу территорию, мы получаем возможность участвовать в зарубежных проектах. Это имеет огромное значение не только в плане получения прибыли, но и драгоценного опыта.

C ExxonMobil «Роснефть» будет участвовать в разработке 20 участков в Мексиканском заливе, где она получит опыт глубоководного бурения. Также отечественная НК будет задействована в двух проектах по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти с использованием передовых технологий бурения. Это будет, безусловно, ценный опыт. Впоследствии горизонтальное бурение с применением мультизонального гидроразрыва пласта можно будет применить для добычи нефти на нижележащих пластах в Западной Сибири.



ENI обладает не меньшим опытом работы на шельфе, чем другие партнеры. С помощью заключенного соглашения Россия получит возможность участвовать в проектах корпорации в Африке. Из привлекательных проектов ENI можно также отметить месторождение Zubair в Ираке с общими запасами 4,5 млрд. баррелей.

Statoil у которой более 70% всей добычи и запасов приходится на шельф Норвегии тоже есть чем поделиться с Россией. Причем ряд перспективных проектов на ранней стадии разработки с изученной структурой запасов выглядит просто лакомым кусочком для «Роснефти». В плане передовых технологий норвежцы имеют опыт в разработке битуминозных песков в Канаде и по добыче тяжелой и вязкой нефти на шельфе Бразилии. Кстати, в Бразилии благодаря технологиям и опыту норвежской компании удалось увеличить коэффициент нефтеотдачи в два раза - до 20%.

Что же касается перспективных планов «Роснефти», то к разработке шельфов уже приглашены и отечественные компании. «Роснефть» в первой половине апреля направила основным частным игрокам российской нефтяной отрасли - «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегазу» и «Башнефти» - предложения о совместной разработке 12 участков шельфа. ЛУКОЙЛ и «ТНК-ВР» отреагировали оперативнее всех и выразили свою заинтересованность, приступив к проработке вопроса.

Недовольные есть всегда

Конечно, такие масштабные сделки мгновенно становятся магнитом для критики. Вот и теперь, стоило объявить о соглашениях «Роснефти», как появились уже привычные обвинения в том, что за нашей спиной воротилы распродают страну.

Возникла даже конспирологическая версия о том, что Путин решил продать за бесценок народные богатства, чтобы обеспечить выполнение своих предвыборных обещаний. Тут коспирологи не учли принципиальный момент - многомиллиардные инвестиции рассчитаны на десятилетия. Пожалуй, даже самый рьяный «несогласный» не рискнет предположить, что В.Путин будет оставаться у власти вплоть до 2043 года. При этом стоит обратить внимание, на то, что «Роснефть» приложила все усилия к максимальной диверсификации состава участников. То есть обвинения в том, что «страну сливают штатам» звучат привычно необоснованно.

Что же касается упреков в том, что мы сами не способны на разработку шельфов, то тут остается только развести руками. Выбор не особо велик - оставить все как есть, в надежде, что в будущем мы наверстаем технологический разрыв, или отдать треть иностранцам за возможность реализации проектов гигантского масштаба. Небольшим утешением может служить то, что в некоторых сферах мы традиционно можем больше, чем наши иностранные коллеги. Осталось только наверстать упущенное там, где мы в силу трагических исторических причин вынуждены были отстать.

Обсуждение на odnako.org

Ресурсы, Статья, Россия, Однако, Экономика

Previous post Next post
Up