Индикаторы внешней политики России на постсоветском пространстве. Часть 2

Apr 09, 2012 00:00



Часть 1


Киргизский «Кант» дороже денег

Еще одним важным индикатором эффективности нашей внешней политики служитстепень присутствия России в Киргизии. Речь идет не только о сохранении военных объектов, но и об экономических интересах.

Стоит заметить, что на киргизском дипломатическом направлении на наших глазах разворачиваются не менее интригующие события, чем в Азербайджане. В последнее время президент А.Атамбаев отметился целой серией нелицеприятных заявлений в адрес России и виражей в сторону Турции, Китая и США.

После категоричного требования уплатить просроченную арендную плату за российскую военную базу «Кант», Россия выдвинула встречные требования. В частности попросила пересмотреть условия прошлых соглашений и передать большее количество акций торпедного завода «Дастан» и совместной компании «Камбаратинская ГЭС-1».

Кстати, после немедленной уплаты долга в 15 млн. долларов за аренду «Канта», выяснилось, что данная база передана России на безвозмездных условиях, так как там размещается авиационное подразделение в рамках коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ.

Однако заявления уже сделаны и Атамбаев не спешит сглаживать конфликт. Он бравирует тем, что способен в любой момент передать иностранным инвесторам стратегические предприятия «Кыргызгаз», «Кыргызнефть», проекты «Камбарата-1» и «Камбарата-2», а также постоянно намекает на то, что подумывает продлить срок аренды американской военной базы «Манас».

При всей напускной важности, «незалежный Киргизстан» может быть опущен на глубочайшее экономическое дно одним мановением российского пальца. Напомним, что Россия поставляет в республику ГСМ на беспошлинной основе, ежегодно вкладывая тем самым в экономику соседа не менее 250 млн. долларов. Прекращения торговли такого рода особенно больно ударит по Киргизии в преддверии сезона полевых работ.

Впрочем, такой вариант хоть и представляется наиболее простым, однако является далеко не самым предпочтительным. Сверхзадача по воссозданию единого евразийского пространства слабо сообразуется с политикой шантажа и конфронтации, однако иногда ситуация не оставляет другого выбора. От того насколько филигранно сможет решить киргизские проблемы наша дипломатия, можно будет судить об эффективности нашей евразийской политики в общем.

Либо Узбекистан, либо Ульяновск

Узбекистан, в отличие от киргизских и таджикских соседей, обладает широкой ресурсной базой и одной из самых быстроразвивающихся экономик мира. Такие возможности позволяют И.Каримову проводить относительно независимую политику в регионе, поочередно заигрывая то с Россией, то с США, то с Китаем.

Безусловным успехом российской дипломатии стало включение Узбекистана в состав ОДКБ, а также уход американских военных из республики в 2005 году. Правда относительно последнего есть версия, что Каримов не столько поддался давлению России, сколько поспешил избавиться от американцев, опасаясь их участия в провокации «оранжевого сценария». В итоге США пришлось оставить военную базу Карши-Ханабад и перебраться в соседнюю Киргизию на вышеупомянутую базу «Манас». С 2006 года узбекскую военную базу используют российские военные.

Однако в связи с готовящимся выводом войск НАТО из Афганистана ситуация может поменяться кардинально. Есть информация о том, что многочисленные визиты американских чиновников в Ташкент связаны с попыткой уговорить Каримова выйти из ОДКБ под гарантии личной безопасности. Возвращение на военную базу Карши-Ханабад безусловно рассматривается США как один из возможных вариантов, ведь отсюда будет так удобно запускать беспилотники и «бороться» с наркотрафиком.

Кстати, в этом свете предложение использовать для транспортировки грузов НАТО аэропорт в Ульяновске, можно расценивать, как попытку не допустить возвращение американцев в Узбекистан. Очевидно, что в этом случае, в республике появится уже ни какой не перевалочный пункт, а полноценная военная база.

У России нет рычагов экономического давления на Узбекистан и поэтому подобное развитие сценария вполне вероятно. Недавно сам Каримов после встречи с командующим Центральным командованием (CENTCOM) Вооруженных Сил США Джеймсом Мэттисом, похвалился, что между отношения между странами после длительного перерыва вышли на новый уровень.

«Стороны обменялись мнениями по текущей ситуации в регионе, урегулированию афганской проблемы, а также перспективам развития и углубления двусторонних отношений по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе в военной и военно-технической сферах», - отчиталась МИД Узбекистана.

Напомним, что ранее США пообещали передать Узбекистану значительную часть вооружения после вывода своих войск из Афганистана, в т.ч. их новейших образцов.

Таким образом, удержание Узбекистана в составе ОДКБ и недопущение появления на его территории новых американских военных баз является приоритетной задачей российской дипломатии на данном направлении.

Окончание следует

Обсуждение на odnako.org

Узбекистан, Статья, Россия, Киргизия, Однако, Дипломатия

Previous post Next post
Up