В начале 20 века Россия была лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Быстрыми темпами шло освоение территорий на севере России и первого в мире ледокола арктического класса "Ермак", спущенного на воду в 1899 году, стало не хватать. И вот, в 1916 году Россия заказывает в Англии еще одно судно по усовершенствованному проекту "Ермака". 31 марта 1917 года ледокол "Святогор" вводится в эксплуатацию. А дальше его ждет интересная, порой трагическая, история.
1. Судно для русского флота по усовершенствованному проекту "Ермака", под строительным номером 904, было заложено в начале 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле, и спущено на воду 3 августа того же года. В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем "Святогор". В марте 1917 года состоялись приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя всего 15 миль, вернулось в порт. Капитан "Святогора", К. К. Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. 31 марта 1917 года, после некоторых переделок, на "Святогоре" был поднят Андреевский флаг. Судно было окончательно достроено 15 сентября 1917 года. Вошло в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
"Красин" на картине капитана дальнего плавания и художника мариниста Николая Штуккенберга
2. После спуска на воду ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. Но военная служба "Святогора" продолжалась недолго и ... в 1918 году новенький ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Целью сего было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск. Неучли одного, что англичане строили судно и знали все его технические составляющие. В том же 1918 бритиши закрыли кингстоны, откачали воду и подняли судно.
Под британским флагом судно проходило до 1923 года, пока советы не одумались, и не выкупили "Святогор" у англичан. За ледокол было выплачено 75 000 фунтов (при первоначальной контрактной стоимости 375 000 фунтов), и в 1923 году ледокол начал ходить уже под флагом СССР. В 1927 году ледокол переименовали в "Красин", в честь советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, который и вел переговоры о выкупе судна.
3. На счету "Красина" немало спасенных человеческих жизней. Судно принимало участие в спасении команды дирижабля "Италия", оказало помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, на его счету и спасении советской полярной экспедиции под руководством О.Ю. Шмидта на пароходе "Челюскин".
В годы ВОВ выполнялась будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике.
В 1950-х "Красин" прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Его облик полностью изменился и он стал похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. Из состава команды "Красина" исчезли кочегары, перекидывавшие 100 тонн угля в сутки. Таким мы его видим и сейчас.
В роли ледокола "Красин" работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию (МАГЭ). К началу 1989 г. содержать ледокол "Красин" стало слишком обременительно. Нужно было или найти организацию, которая взяла бы на свой баланс "Красин", или смириться с его фактической потерей для истории.
Сейчас место стоянки ледокола - набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время ледокол является филиалом калининградского Музея Мирового океана.
4. Ну, что? Поднимемся на борт? Осмотреть все помещения судна мне не довелось, санитарный день :(, но по палубе за 100 рублей прогулялся.
5.
6.
7. Про фекальные воды все понятно, а вот про льяльные мне, как человеку сухопутному, пришлось гуглить. Оказалось, что это воды загрязненные нефтепродуктами. Буду знать теперь.
8. На левом борту судна экспозиция о подвигах "Красина" в арктических широтах.
9.
10. Шлюпочная палуба.
11. Закрытые металлические шлюпки "Красин" получил после модернизации.
12.
13. Вид с носа судна на Горный Университет и набережную Лейтенанта Шмидта.
14. Вид с кормы на Балтийский завод.
15.
16.
17. Ну, а так, как я жил совсем недалеко, то подснял "Красина" и лучах утреннего солнца. Жаль, что не довелось побывать на капитанском мостике, в каютах и других помещениях. В следующий раз :). Я на тебя еще вернусь, "Святогор"!
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в
Facebook,
VKontakte и
Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.
Понравился журнал?
Добавь в друзья!