Станция "Сокол" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Название получила по расположенному поблизости посёлку Сокол, который был построен в 1920-е годы.
Станция расположена под Ленинградским проспектом неподалёку от развязки с Волоколамским и Ленинградским шоссе. Вестибюли находятся на территории районов "Сокол" и "Аэропорт" Северного административного округа города Москвы.
Фото с сайта oldmos.ru
Район, в котором расположена станция, вошёл в состав Москвы только в 1917 году. Ранее это было крупное подмосковное село Всехсвятское, - бывший волостной центр. План строительства линии метро с конечной остановкой "Всехсвятское" появился ещё в 1933 году.
Фото с сайта oldmos.ru
Позднее он неоднократно корректировался. В рамках генерального плана реконструкции Москвы 1935 года предполагалось построить линию метро с конечными станциями "Аэропорт" и "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная"). Однако в связи с тем, что депо 2-й очереди перенесли в район развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе, на линии была запланирована ещё одна станция. Название станции "Всехсвятское", предложенное в первоначальном проекте, было неприемлемо с идеологической точки зрения.
Строительство метро «Сокол» осуществлялось открытым способом. Открытие станции с её восточным вестибюлем состоялось 11 сентября 1938 года. В тот же день было открыто метродепо «Сокол», расположенное в районе развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Изначально вестибюль станции находился в окружении малоэтажных сельских домов.
Восточный вестибюль выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. От них лестницы спускаются в подземный кассовый зал. Фасад вестибюля облицован подмосковным известняком. На площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. В стенах павильона - широкие оконные проёмы.
Стены проходов и вестибюлей выстланы керамической плиткой и мозаикой из разноцветного мрамора.
21 декабря 1949 года был открыт западный вестибюль станции, расположенный на противоположной стороне Ленинградского проспекта рядом с Храмом Всех Святых во Всехсвятском.
Он также имеет раздельный вход и выход с лестницами, сходящимися в кассовом зале. Но, в отличие от восточного вестибюля, он имеет П-образную форму. В центре кассового зала находится массивная колонна. В 2000-х годах в центральной части западного вестибюля был построен магазин.
Станция метро "Сокол" частично приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Лестница западного вестибюля оборудована колясочным спуском и контрастными полосами для слабовидящих. Тем не менее, лестница, ведущая на платформу, подобных приспособлений не имеет. Лифты и эскалаторы на станции отсутствуют.
Лестница, ведущая с платформы к выходу в подземный переход под Ленинградским проспектом, оборудована полозьями для колясок и хозяйственных сумок-тележек.
В конце мая 2008 года в связи со строительством Волоколамского тоннеля в рамках проекта "Большая Ленинградка" был закрыт западный вестибюль станции (к тому времени подземный переход под Ленинградским проспектом тоже был закрыт). Вплотную к восточному вестибюлю была пристроена временная касса для продажи билетов. Для пассажиров был построен временный пешеходный мост через Ленинградский проспект. Однако в часы пик на этом мосту скапливалось огромное количество людей, что приводило к раскачиванию конструкции. В связи с этим через три дня западный вестибюль был открыт вновь, до строительства дополнительного моста. 31 декабря 2008 года был вновь открыт пешеходный переход под Ленинградским проспектом. 12 января 2009 года западный вестибюль был повторно закрыт.
30 декабря 2010 года западный вестибюль метро «Сокол» открылся после реконструкции. По заявлению пресс-службы Московского метрополитена была проведена реставрация с сохранением первоначального облика. Было заменено гранитное покрытие пола и ступеней, стены облицованы бежевой плиткой. К тому же были установлены новые входные двери и турникеты.
Станция построена по индивидуальному проекту, её конструкция нетипична для Московского метрополитена. Тип конструкции - колонная двухпролётная мелкого заложения (глубина заложения - 10 метров). Станционный зал представляет собой два параллельных свода, опирающихся на боковые стены и на средний ряд опор. Расстояние между колоннами - 7,4 метра. Пролёты между опорами прорезаны вертикальными цилиндрами, верх которых завершается куполами с нишами.
Эти купола служат рефлекторами для источников освещения, скрытых от глаз наблюдателя кусками агамзалинского оникса. Таким образом достигается равномерное освещение станции (позднее для дополнительного освещения на колоннах были установлены прожекторы, направленные под купола). Нижние части колонн облицованы биробиджанским мрамором и окружены скамейками. Плоские участки боковых стен также облицованы мрамором. Все кривые поверхности станционного зала отштукатурены. Пол выстлан серым и розовым гранитом.
В 1952-1953 годах для улучшения обслуживания пассажиров от центрального мостика были построены дополнительные лестницы на платформу, что позволило существенно уменьшить нагрузку на центральные лестницы.
В декабре 1961 года на станции метро «Сокол» впервые в Московском метрополитене была испытана система оборота состава без участия локомотивных бригад. Станция метро «Сокол» перестала быть конечной 31 декабря 1964 года, когда Замоскворецкая линия была продлена до станции «Речной вокзал».
Фото с сайта oldmos.ru
За станцией от главных путей ответвляются соединительные ветви в депо «Сокол», обслуживающее Замоскворецкую линию. Они используются для въезда и выезда составов из депо и, в редких случаях, для оборота составов. Особенность путевого развития: главный станционный путь в сторону «Войковской» после станции ведёт не прямо, а поворачивает направо. Прямо ведёт ветка в электродепо «Сокол». Это связано с тем, что ширина станции не позволила разместить служебные пути так, чтобы главный путь располагался прямо. Такая особенность является редкостью для Московского метрополитена. Аналогичная ситуация встречается на станциях «Сокольники» и «Партизанская».
28 апреля 1960 года был открыт дополнительный выход в подземный переход под Ленинградским проспектом.
"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Войковская".
Все отснятые станции Московского метрополитена в проекте "Московское метро за 365 дней"