Станция "Кропоткинская" Сокольнической линии

Feb 13, 2013 12:24

Станция "Кропоткинская" Сокольнической линии Московского метрополитена была открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка  "Сокольники" - "Парк культуры" с ответвлением "Охотный ряд" - "Смоленская". Станция получила название по бывшей площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне - площадь Пречистенские ворота и Пречистенская улица), названных в честь Петра Алексеевича Кропоткина - географа и путешественника, теоретика анархизма, родившегося в этом районе.





1. Проектное название станции - "Кропоткинские ворота". До 8 октября 1957 года называлась "Дворец Советов". Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 году Храма Христа Спасителя намечалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей.



2. Проект так и не был осуществлён. Позже брошенный котлован, вырытый для Дворца, был использован под плавательный бассейн «Москва», открытый в 1960 году. В 1994 году было принято решение о воссоздании храма (восстановлен и освящён к началу 2000 года) и бассейн был закрыт.



3. 5 декабря 2008 года, в день кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, общественное движение "Возвращение" предложило переименовать станцию в "Патриаршую". Но, к радости, станция так и осталась "Кропоткинская".



4. Имеется наземный вестибюль полуциркулярной формы в виде арки, сооружённый по проекту архитектора С. М. Кравца и расположенный в начале Гоголевского бульвара. Через него осуществляется выход к Гоголевскому бульвару, площади Пречистенские ворота и Гагаринскому переулку. В 1997 году вместе с Храмом был открыт северный выход, ведущий в подземные переходы (архитектор А. К. Рыжков) - на улицу Волхонка, Всехсвятский переулок, и к самому Храму Христа Спасителя.



Фото с сайта oldmos.ru

5.



6.



7. Проект станции удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1935 год), Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).



8. Конструкция станции - колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения - 13 м). Построена по специальному проекту из монолитного бетона. Архитекторы - А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Архитекторы вестибюлей: западного - С.М. Кравец, восточного - А.К. Рыжков (1961 год). Инженер-конструктор - Н.А. Кабанов. Станция рассчитана на большой пассажиропоток, но в настоящее время её огромный зал загружен слабо.



9. Ретропоезд "Сокольники" на станции "Кропоткинская". Стилизован под первый поезд московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Создан по специальному заказу на предприятии-производителе (Метровагонмаше), использованы новые вагоны. Представляет собой поезд из вагонов модели 81-717 с изменённой лицевой частью головных вагонов, выкрашенный в цвета, характерные для метро 1930-х годов.



10. Также переработан интерьер. Используются диваны из кожзаменителя, внутренняя обивка вагонов из негорючего пластика, стилизованного под линкруст, смонтированы характерные для первых поездов метро светильники-бра. Пущен 15 мая 2010 г, в день 75-летнего юбилея московского метро. Однако руководством метрополитена и некоторыми СМИ данный поезд был представлен как «точная копия поезда 30-х годов», что действительности не соответствует.



Фото с сайта oldmos.ru

11.



Фото с сайта oldmos.ru

10. Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны серовато-белым уральским мрамором «коелга» (до конца 1950-х годов путевые стены были покрыты фаянсовой плиткой). Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым). Светильники вмонтированы в капители в верхних частях колонн. Стены кассового зала облицованы марблитом.



12.




13.



Фото с сайта oldmos.ru

14. В дальнейшем из центра зала планируется построить переход на будущую станцию «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии.




15. Дополнение от botsman_m (см комментарии): 34 опоры 10-гранной формы чередуются с более массивными четырехугольными пилонами - они стоят в местах самого сильного давления грунта (там проходят температурные швы), где необходимо было усилить опоры, в то же время такая перебивка создает определенный ритмический рисунок.




16. Ночью 16 мая 2010 года состоялся ночной концерт Камерного оркестра «Kremlin». С 1:30 до окончания концерта на станции были размещены Ретропоезд Сокольники и Акварель, картинная галерея «Акварель» была открыта до начала концерта и закрыта по причине издания своеобразного «чиха», а Ретропоезд Сокольники выполнял роль бельэтажа.




18.

Описание станции взято из Википедии.

"Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Библиотека имени Ленина"

Все отснятые станции Московского метрополитена в проекте "Московское метро за 365 дней"

Россия, Фото, Метро, Москва

Previous post Next post
Up