Красота спасет мир, если мир спасет красоту!

Jan 18, 2011 18:11

"Существует объективная реальность,  воспринимаемая нами как безусловная  красота.
Воспринимаемая  каждым,  без  различия  пола,  возраста  и  профессии,
образовательного ценза и тому подобных условных делений людей.  Есть и другая
красота - это уже личные вкусы каждого.  Мне кажется,  что вы, художники,
больше всего надеетесь именно на эту красоту второго рода, пытаясь  выдавать  ее,
вольно или невольно,  за ту подлинную красоту, которая,  собственно,  и должна
быть целью настоящего художника. Тот, кто  владеет  ею,  становится классиком,
гением или как там еще зовут подобных людей.  Он близок и понятен всем и каждому,
он действительно является   собирателем   красоты,   исполняя   самую   великую  задачу
человечества после того, как оно накормлено, одето и вылечено..."
Иван Ефремов, Лезвие бритвы

Со времен античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия.
Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное связанное с совершенством Вселенной, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения.
По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и добра как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества.

Если рассматривать красоту не с точки зрения философии, а искусства и моды, то представления о ней менялись и, порой, кардинально: то, что когда-то казалось прекрасным, позже считалось безобразным и наоборот.
Поэтому мою любимую теорию Эйнштейна об относительности можно применить и к красоте. Почти у  каждого народа свои понятия о красоте и прекрасном, что уж говорить о личных предпочтениях...

Если обобщить основные этапы развития человечества, то изменения в понятии о красоте выглядят таким образом:


Древняя Греция. Культ тренированного тела. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Венеры: рост - 164 см, окружность груди - 86 см, талии - 69 см, бедер 93 см. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, мягкая линия бровей, большие глаза. Известно, что гречанки, в большинстве своем темноволосые, отдавали предпочтение светлым волосам и для этого их обесцвечивали.



В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Их протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивали на солнце.



В Средние Века земная красота считалась греховной, а наслаждение ей - недозволенным. Блондирование волос провозгласили нечестивым занятием. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария - удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.



В начале XIII века начался культ поклонения «прекрасной даме». Женщину теперь сравнивают с розой - она нежна, хрупка и изящна. Кстати, по этой причине в моде - маленькая грудь.
В эпоху Возрождения красивыми считались бледный цвет лица, стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы спереди и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось как можно более длинной, брили затылки.



В Средние века можно отметить моду на бледность и худобу, но в эпоху барокко, напротив, появляется мода на полнотелость (например, на картинах Рубенса), и на потенциальную плодовитость (картины голландских мастеров - например, Терборха).



Во эпоху Рококо акцент делался на прическу. Чем выше, больше и оригинальнее, тем лучше.



ХХ век породило моду на бледных, тонких и томных красавиц с резкими чертами лица и нездоровым блеском в глазах. Чтобы хрупкость фигуры выделялась еще сильнее, предпочтение отдавалось пышным прическам и волнистым волосам. Впрочем, к середине века экстравагантность уступила место спортивности. Женщина должна иметь стройный, гибкий стан, небольшую подтянутую грудь и узкие бедра. Белизна кожи тоже ушла в прошлое - теперь загар символизировал и красоту, и здоровье. Закончилась и мода на роскошные локоны. Короткие стрижки «под мальчика» - одна из наипопулярнейших тенденций этого времени.
После Второй мировой войны акценты снова сместились. Стала приветствоваться женственность и округлость: роскошный бюст при подчеркнуто тонкой талии, пухлые щеки и губы. В моду вошли длинные стрижки и перманентная завивка. Ну, а к концу века женственность и мягкость сменили подростковая угловатость и субтильность. Высокие, узкобедрые и узкокостные модели с маленьким бюстом и длинными ногами, пропорциями 90х60х90 оказались властительницами мужских сердец и женских умов. Прически тоже стали другими - растрепанные, взлохмаченные, подчеркнуто сексуальные...



Ну, и наконец, 2000-е. Постепенно слишком худые модели смещаются с подиумов. Мода стремительно меняется, поочередно обращаясь то 1970-е, то 1980-е, то 1920-е. Нередко дизайнеры цитируют античность и средневековые мотивы... Какой прорыв в моде будет (и будет ли) в 2010-х покажет время. Одно знаю точно: есть один параметр, который остается за границей внимания кинематографа и модных журналов. Параметр, который ценился во все времена, в независимости от объема талии или полноты бедер. Это - индивидуальность, которая делает человека по-настоящему привлекательным.

красота, философия, мода

Previous post Next post
Up